Купили нарядное платье, а дома обнаружили на нем пятно или дырку? Разошлась молния на новых сапогах? Возвращаться в магазин, требуя возврата денег или обмена, всегда неприятно. Знания основных прав потребителя помогут построить разговор с продавцом профессионально и избежать острых эмоциональных моментов.

В данной статье мы разберемся, что же делать, если Вы купили бракованную одежду или обувь в розницу и намерены носить их сами, а не перепродавать. Такие случаи подпадают под сферу действия Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором закреплены повышенные гарантии прав покупателя. Права оптовиков, закупающих одежду и обувь партиями, тоже защищены, но в этом случае будет применяться не названный закон, а Гражданский кодекс Российской Федерации. Как правило, магазины размещают текст Закона о защите прав потребителей в уголке потребителя. Можно также найти этот Закон в интернете. Нас будет интересовать статья 18 Закона – «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков».

Что такое недостаток товара?

Недостаток товара – это несоответствие товара:

— обязательным требованиям закона или договора; или

— целям, для которых товар такого рода обычно используется; или

— целям, о которых потребитель поставил в известность продавца; или

— образцу или описанию – при продаже товаров по образцам. Например, если Вы купили модные резиновые сапоги, а у них при первой прогулке под дождем отвалилась от влаги подошва

– обувь не соответствует целям, для которых такой товар обычно используется. Подразумевается, что цель резиновых сапог – защитить ноги от воды в дождливую погоду.

Недостатки могут быть как явными (их можно обнаружить, когда смотришь на товар), так и скрытыми (обнаруживаются в процессе эксплуатации товара).

В чем могут проявляться недостатки одежды и обуви?

— пятна и дырки на одежде;

— непростроченные швы;

— вытягивающаяся и не восстанавливающая обратно свою форму ткань;

— сломанные молнии;

— оторванные пуговицы;

— разная длина рукавов/штанин, если это не задумка дизайнера;

— линяющая ткань или ткань, дающая при стирке усадку (присоблюдении температуры воды и условий стирки);

— отсутствие пояса, шнурков и других аксессуаров, если они предусмотрены в комплекте с данной моделью;

— царапины на металлических или кожаных деталях/аксессуарах;- отклеивающиеся подошвы;

— отлетающие набойки и другие.

Если в товаре есть недостатки, они должны быть оговорены продавцом. Доказательством этого может служить запись в документах на товар, в товарном чеке, объявления на товаре и др.

Когда продавец предупреждает, что изделие имеет дефекты, но для Вас они незначительны, то по закону Вы можете требовать уменьшения стоимости. А если продавец предупредил Вас об одном недостатке, а при пользовании Вы обнаружили другой? Например, Вы согласились купить платье со сломанной молнией, а оно полиняло при стирке? В этом случае Вы можете потребовать обмена на аналогичный товар или возврата денег. А если одежда или обувь куплена на распродаже? Сама по себе уценка товара не свидетельствует о том, что он бракованный. Например, магазин может делать сезонные скидки, или на старую коллекцию, где выставлять на продажу качественные товары. Если в изделиях на распродаже есть недостатки, они тоже должны быть оговорены продавцом. В ином случае при обнаружении брака можно требовать защиты своих прав.

Итак, какие же требования можно предъявить при обнаружении недостатков в одежде или обуви?

1) потребовать замены на товар этой же марки / модели. Например, попросите поменять куртку с неработающей молнией наточно такую же без брака, если модель и размер есть в наличии. В этом случае перерасчет цены не производится. Продавец обязан заменить товар в течение 7 дней со дня предъявления требования, а если требуется дополнительная проверка качества товара – в течение 20 дней. Если в магазине отсутствует необходимая для замены модель, замена должна быть проведена в течение месяца.

2) потребовать замены на такой же товар другой марки / модели ссоответствующим перерасчетом покупной цены. Например, если нужной модели больше нет в наличии или если товар снят с производства, можно произвести обмен на аналогичный товар с доплатой или частичным возвратом стоимости. Цена определяется на момент замены товара.

3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Хотите оставить одежду у себя? Смело просите скидку! Размер скидкине установлен и определяется по договорённости между продавцом и покупателем. Срок удовлетворения требования – 10 дней. Не сошлись в размере скидки? Возвращайте товар и просите вернуть уплаченные за него деньги полностью.

4) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправлениепотребителем или третьим лицом. Например, можно принести чек из ателье, в котором заменили бракованную молнию, прибавить расходы на проезд и попросить уменьшить цену товара на полученную сумму. Можно, конечно, попросить у продавца пришить оторванную пуговицу или отрезать торчащие нитки. Но скорее всего продавец охотнее согласится сбавить цену и возместить Вам все расходы. Срок на возмещение расходов – 10 дней, а на устранение недостатков товара — минимальный срок, необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Здесь важно, что если продавец требует возврата товара с недостатками, все расходы по возврату оплачивает продавец. Например, если Вы проживаете в Твери и заказали сумку из Москвы, расходы по обратной доставке сумки несет продавец, а не Вы. Продавец не вправе уменьшать возвращаемую сумму денег, если одежда или обувь из-за их использования потеряла товарный вид. Я хочу вернуть одежду, но продавец настаивает на обмене. Как быть? Право выбора, какое требование предъявить, принадлежит потребителю. То есть только Вы можете определять, что Вы хотите получить от продавца – аналогичный товар, скидку или возврат денег. Продавец не в праве навязывать Вам свой выбор. При этом из перечисленных требований Вы можете выбрать только одно. Нельзя, например, получить аналогичный товар и одновременно попросить на него скидку. Установленные сроки истекли, а продавец не выполнил свои обязательства? За каждый день просрочки продавец должен уплатить Вам пени в размере 1% от покупной цены одежды или обуви. Аутлет, где покупалась одежды/обувь/аксессуар находится загородом. Кто возместит мне расходы на бензин или такси?

Помимо перечисленных выше требований, Вы одновременно вправе потребовать также полного возмещения убытков. Это означает, что все расходы, которые Вы понесли, продавец также обязан Вам возместить, включая расходы на проезд и даже за взятый наработе отгул. Только сохраните и предъявите продавцу чек на бензин, чек и за такси или справку с работы. Если продавец добровольно откажется возмещать эти расходы, а они для Вас существенны – можно обратиться в суд, а одновременно написать жалобу в Роспотребнадзор.

Что нужно сделать, чтобы заявить свои требования?

  1. Определиться, кому Вы будете их предъявлять. Как правило, обращаются к продавцу. Но также можно написать претензию изготовителю, уполномоченной организации, импортеру.
  2. Обратиться к продавцу / изготовителю / уполномоченнойорганизации / импортеру. Как правило, Вы приезжаете в магазин и привозите одежду и обувь с недостатком. Вас попросят заполнить заявление. Если продавец отказывается удовлетворять Ваши требования – пишите претензию на имя владельца магазина в двух экземплярах. Один оставляйте администратору магазина, а на втором просите проставить его фамилию,подпись и дату. Это подтвердит то, что Вы действительно обращались к продавцу, и может потребоваться при обращении в суд. Если товар куплен через интернет-магазин – сразу пишите письменную претензию.
  3. Доказать факт приобретения товара именно у этого продавца. И это не обязательно должен быть кассовый или товарный чек — можно ссылаться на свидетельские показания. В этом случае как раз удобно ходить по магазинам с подружкой. Если одежда или обувь покупались онлайн, покупку можноподтвердить выпиской из банковского счета. Продавец отказывается реагировать на Вашу претензию – обращайтесь. Но, как правило, рассмотрение вопросов возврата товара ненадлежащего качества в крупных магазинах масс-маркета, а тем более в уважающих свою репутацию брендах, — достаточно обыденная процедура, и до судов дело не доходит. Обязательно ли наличие товарного чека, сохранение всех бирок иэтикеток? Нет. Эти требования обязательны, только если Вы хотите обменятьодежду надлежащего качества (например, платье не подошло по размеру). А при обнаружении в товаре недостатков нужно только доказать факт покупкиу данного продавца. Кассовый чек — только один из возможных способов этосделать, но отнюдь не единственный. Как доказать, что брак возник не по моей вине. Распаковали дома кожаную сумку, а на ней незамеченная в магазине царапина? И продавец говорит, что это Вы не вписались с сумочкой вдверной проем? Пишите претензию — обязанность доказать обстоятельства, освобождающие продавца от ответственности, в т.ч. то, что дефект является непроизводственным, лежит именно на продавце. Будьте внимательны, уверенны и красивы! И не бойтесь защищать свои интересы – зачастую и к сожалению, продавцы в магазинах просто не знаюто Ваших правах.
Мария Абакумова
Автор

Стилист-имиджмейкер. Люблю моду и красоту, вдохновляю на поиск своего стиля