Дом «Jean Patou» в ис­то­рии мо­ды  ас­со­ци­иро­вался с са­мыми до­роги­ми ду­хами и жен­ской спор­тивной одеж­дой. Завоевав популярность, он приз­на­вал­ся: «Я не мо­гу ри­совать, а нож­ни­цы в мо­их ру­ках прев­ра­ща­ют­ся в гроз­ное ору­жие».

Па­ту при­думы­вал невероятные мо­дели, под­бра­сывая сво­им по­мощ­ни­кам но­вые идеи для ре­али­зации. При этом он тща­тель­но кон­тро­лиро­вал каж­дый их шаг, вно­сил не­об­хо­димые поп­равки, не­щад­но кри­тико­вал и до­бивал­ся то­го, что­бы го­товый ре­зуль­тат его удов­летво­рял.

Жан Пату родился в 1880 году в Нормандии, в семье преуспевающего мастера кожевенных дел. Его отец, Шарль Пату, помимо других изделий производил кожаные обложки для книг, изысканных оттенков, которые пользовались заслуженной популярностью. Уже с детства будущий дизайнер впитал в себя чувство цвета; недаром же он, став знаменитым, держал два автомобиля на Лазурном побережье (на зиму — черную машину, на лето — белое авто ), а его модели щеголяли в нарядах ярких цветов.

В 1912 году Жан Пату открыл в Париже собственное ателье под названием «Maison Parry». Салон претерпел несколько закрытий, а в 1914 году вновь открыл свои двери. Ассортимент магазина был настолько хорош, что его полностью выкупил нью-йоркский ритейлер. Однако восхождение Жана Пату к славе прервала Первая мировая война. Отслужив пять лет, он вернулся в Париж и открыл Дом моды. С 1919 года на улице Сен-Флорентин  начал работать Дом Жана Пату, который на этот раз был назван именем владельца. Его преданной помощницей была сес­тра Мад­лен. Она и её муж Рэй­мон Бар­бас, в те­чение всей карь­еры модельера бы­ли рядом с ним.

К созданию собственного стиля Пату привели два направления – «кубизм» и «ар-деко», в которых он позаимствовал строгие линии и геометрические формы для одних моделей и роскошную утонченность для других.

В 1924 го­ду Жан Пату вы­пус­тил «сви­тера с рисунком в стиле «кубизм» — дань ца­рив­ше­й тог­да моде на «ар-де­ко». К ним пред­ла­гались свободные юб­ки, по­дол ко­торых за­кан­чи­вал­ся у ко­лен, шёл­ко­вые шар­фы и платки. Трикотажная одежда в стиле кубизма была визитной карточкой модельера.

Главными его заслугами считаются создание спортивной одежды для женщин, трикотажных купальников, костюмов для занятий разными видами спорта: теннисом, гольфом, плаванием, верховой ездой. На всех вещах модельера присутствовала элегантная монограмма «JP», представлявшая собой и элемент отделки, и знак торгового лейбла. Среди клиенток Жана Пату были известные актрисы: Констанция Беннет, Луиза Брукс, Мэри Пикфорд; спортсменки, среди которых теннисистка Сьюзан Ленглен; светские дамы и даже Рут Элдер – знаменитая женщина-авиатор.

Стиль Пату лучше был воспринят американками, чем жительницами старого света, так как они были менее скованны разными условностями, присущими дамам из Европы. Одна нью-йоркская газета назвала Пату «единственным французским модельером, обладающим американским менталитетом». Пату удалось добиться того, что его стали считать олицетворением фешенебельного отдыха. Он воспринимался как один из лучших дизайнеров спортивной моды, сумевший создавать силуэты удобного кроя, элегантные и при этом свободные от декоративных излишеств и вычурности.

В 1924 году модельер решил осваивать американский рынок и лично отправился в Нью-Йорк отбирать манекенщиц для работы в своем Доме во Франции. Стройные длинноногие американки с тонкими лодыжками и без намека на пышные изгибы в области талии, как нельзя лучше соответствовали представлениям Жана Пату о современных женщинах, для которых он творил. Помимо Парижа, бутики «Jean Patou» были открыты в Монте-Карло, Биаррице и Довиле.

В 1925 году Жан Пату расширил сферу своей деятельности парфюмерией, выпустив стразу три аромата: «Amour-amour» (Любовь-любовь) — для брюнеток, «Que Sais-Je?» (Что я знаю?) — для блондинок и «Adieu Sagesse» (Прощай благоразумие) — для рыжеволосых. Роскошные флаконы Baccarat, авторства Андре Марэ и Луи Сюэ, вручную упаковывались и заворачивались в дорогую брендированную бумагу.

Пату даже создал вечерние платья под такими же названиями. Каждый аромат сопровождался косметическими линиями, включающими в себя предметы макияжа: помады, пудры, лаки для ногтей. Через четыре года вышел первый аромат-унисекс в истории парфюмерии «Le Sien» (Его), предназначенный для мужчин и бизнес-леди. В 1927 году Пату, первым уловив моду на загар и выпустил ароматное масло для пляжа «Huile de Chaldee», на основе нот нарцисса, ванили и флердоранжа, названное в честь области в древнем Вавилоне, где женщины имели прекрасную кожу с бронзовым оттенком.

В 1930 году на первом этаже своего модного Дома Пату открыл парфюмерный бар для развлечения своих клиенток, в котором каждая из них могла составить свои собственные духи.

Но модельер не останавливался на достигнутом, он мечтал создать нечто вне времени, незабываемое, аромат-шедевр. В 1930 году, когда уже были выпущены знаменитые духи «Chanel №5», а мир глубоко переживал разразившийся в 1929 году экономический кризис, Жан Пату выпустил легендарные «Joy» — самые роскошные в мире духи. Как заявил сам дизайнер, этим шедевром он намеревался изгнать «дьявола мировой депрессии». Флакон для духов был сделан из куска цельного хрусталя. Кутюрье не ошибся: «Joy» и сегодня находится в пятерке самых лучших мировых ароматов. В 2000 году эти духи были названы «аро­матом ве­ка», выиграв этот титул у легендарных «Chanel № 5».

Жан Пату любил создавать не просто духи, а духи-посвящения. Например, «Normandie» были выпущены в честь теплохода с одноименным названием. Каждому пассажиру первого рейса в подарок преподносили флакон парфюма. Когда во Франции были введены оплачиваемые отпуска для работников, и стало модно куда-либо уезжать на время отпуска, Жан Пату отметил это событие ароматом «Vacances», что значит «каникулы».

В 1936 го­ду Жа­на Па­ту не ста­ло, ему бы­ло все­го пять­де­сят шесть лет. Счи­та­ет­ся, что при­чиной смер­ти стал инсульт. Как ска­зал муж его сес­тры Джордж Барбас, возглавивший Дом: «у не­го прос­то боль­ше не бы­ло сил». Несмотря на многочисленные романы, Жан Пату никогда не был женат и не имел прямых наследников, поэтому продолжателями дела стали ближайшие родственники — семья его любимой сестры Мадлен.

Сре­ди ди­зай­не­ров, ко­торых впос­ледс­твии приг­ла­шали ра­ботать в Доме «Jean Patou», бы­ли Марк Боан, Карл Лагерфельд, Кристиан Лакруа. Свою карь­еру в Доме Пату начинал и Жан-Поль Готье. В 1987 году, когда ведущим дизайнером был Крис­ти­ан Лак­руа, состоялась демонстрация последней коллекции одежды под маркой «Jean Patou». В дальнейшем имя Жана Пату было связано только с парфюмерным бизнесом.

«Jean Patou» оставался семейным предприятием до 2001, когда был приобретен «P&G Prestige Beaute», входящей в «Procter & Gamble», которая через десять лет продала компанию английской фирме «Designer Parfums Ltd», оставив себе бренд Lacoste. Далее продвижением парфюмерного Дома стали заниматься вице-президент по развитию Бруно Коттар и парфюмер Тома Фонтейн, переиздавшие культовые ароматы «1000», «Sublime», «Joy», «Patou Pour Homme», «Eau de Patou», «Chaldee» и другие, а также выпустившие новый «Joy Forever», более доступный и приспособленный к современному образу жизни.

Преследуя цель скорейшего возрождения исторического Дома, Бруно Коттар совместно с историком моды Эммануэлем Полем, выпустили в 2013 году иллюстрированную книгу «Jean Patou. A Fashionable Life», куда вошли сотни неопубликованных документов, фотографий, дневников и рисунков маэстро.

В сентябре 2018 года концерн LVMH приобрел Дом с целью возрождения компании, специализирующейся на производстве одежды «pret-a-porter». Спустя несколько месяцев, в мае 2019 года был представлен новый имидж компании и новое название: «Patou». Под руководством креативного директора  Гийома Анри, в сентябре 2019 года, была представлена  первая коллекция марки, которая вызвала на Неделе моды в Париже невероятный ажиотаж.

Екатерина Исикова
Автор

Персональный стилист, fashion-журналист. Считаю, что стиль — это нечто изнутри и работаю не с одеждой, а с человеком.