Сегодня мода и одежда тесно связаны между собой. Но так было не всегда. Период возникновения и причины появления этих понятий разные. Созданию одежды послужила практическая необходимость в средствах защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды еще много тысячелетий назад, а об эстетической функции костюма, человечество стало размышлять намного позднее.

Слово мода (фр. mode) произошло от латинского «modus», означающего — правило, мера, предел чего-либо, образ, способ, напев, мелодия. Романтичный, возвышенный, но регламентированный смысл несет в себе это обозначение. В зеркале моды отражается развитие цивилизаций, исторических событий, морально-нравственные ценности людей и технологический процесс.

Этап 1. Зарождение моды

Доподлинно неизвестно, когда зародилось определение «мода», но стоит отметить, что на рубеже XII — XIII веков уже началось формирование эстетики, когда в одежде стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для украшения.

В мире моды произошла колоссальная трансформация. Сложно представить, что Европе в Средние века носить женщинам нижнее белье, или как называли их удлиненный прототип «бре», запрещалось. Это был элемент исключительно мужского гардероба. Чулки тоже, носили мужчины и крепили их к бре, надевая поверх приталенное платье в пышную складку, затягивая всю конструкцию кожаным ремнем. Каблуки считались частью воинской формы всадников Восточной Европы. Женщину в мужских одеждах (по стандартам того времени) могли даже сжечь на костре, причислив подобное поведение к содомии. В моде была «беременность»: для того, чтобы придать животу дополнительную округлость, использовали металлическую конструкцию, подобную корсету. Некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот. Средневековый Русский костюм формировался под влиянием церкви, поэтому фасоны и цвета были очень ограниченными.

Этап 2. Формирование моды

Популяризация моды, как глобального явления, началась во Франции в XVII в., а зарождение тенденций этого процесса относится к XVI в. эпохи Высокого Возрождения в Италии. Во времена правления Людовика XIV Версаль стал законодателем моды. Король-Солнце изменил идеал мужской красоты. Галантность, пластика, умение танцевать и  музыкальное образование стали неотъемлемой частью дворянина. На смену ценности в физической силе, храбрости и рыцарским достижениям, пришли изящество, чувственность и обходительность.  Показателем идеала женской красоты того времени считались округлые формы, пышные прически и узкая талия — в гардеробе появились корсеты. Роль костюма стала настолько велика, что не щадили ни здоровья, ни денег. Так, женщины утягивали свою талию до 40 сантиметров конструкцией из китового уса, весом от 1 килограмма. Ношение корсета приводило к тому, что многие женщины падали в обморок, органы меняли свою анатомическую форму, а иногда случались даже трагедии – каркас распарывал печень. Тратились огромные суммы денег на костюмы, которые в течение месяца не должны были повторяться. Таким образом, количество дорогостоящих комплектов в гардеробе насчитывалось более тридцати. Отсюда и родилась пословица того времени: «Дворянство носит свои доходы на плечах».

Людовик XIV ввел в моду парики, трости, декольте, пышные юбки, а фаворитки становились иконами стиля для всего цивилизованного мира. Его стиль диктовался противоречивыми этапами — от легких скромных, до пуританских одеяний.  Несмотря на все обстоятельства возникновения современной системы моды, общество благодарно именно ему!

Этап 3. Зарождение «Haute Couture»

Следующим этапом развития моды можно обозначить век расцвета модельеров, следствием которого сформировался мир «Высокой моды» (Haute Couture). Родоначальником стал англичанин Чарльз Фредерик Ворт, который, переехав во Францию, создал «Синдикат Высокой моды» – организация, объединяющая модные Дома, действующая до сих пор. Париж стал центром мировой моды почти на 100 лет! В 1900 году были представлены коллекции «от кутюр» знаменитых Домов на Всемирной выставке Высокой моды в Париже. Это событие дало старт современным показам.  Произошло много изменений, но главным отличием прежних кутюрье от нынешних стало то, что именитые Дома возглавлялись их создателями, которые хранили традиции высокого портновского ремесла. За все, что создавалось, нес ответственность непосредственно сам модельер, который выполнял роль творца, дизайнера, художника и менеджера собственного салона. А сегодня процесс пошива одежды на потоке, исчезла душа бренда, отчасти с ручной работой по пошиву нарядов самими мастерами.


Основными открытиями этого времени стало создание кринолина — облегченная версия многослойных подъюбников. Впервые воспроизведен шаблон женской фигуры — манекен. Турнюр пришел на смену кринолину. Кроме этого, платье разделилось на верхнюю часть и нижнюю, позволяя создавать новые варианты костюма. Чарльз Фредерик Ворт — первый кутюрье, который обозначил свои модели именем.

Мода шагнула вперед, но все еще источником вдохновения были королевские наряды XVIII века. Силуэт по-прежнему напоминал песочные часы, перетянутые корсетом, голова наклонялась от тяжелых шляп, а ношение перчаток, чулок и зонтика, который защищал от деревенского загара, было обязательным.

Этап 4. «Отказ от кринолина»

Представление о моде перевернул кутюрье Поль Пуаре. Он стал реформатором, создателем нового стиля, созвучного новому образу жизни Европы и Америки.

Моде необходим тиран.
Поль Пуаре

Создается узкое платье силуэта «La Vague», с завышенной талией от груди, повторяющее изгибы тела. Объявляя войну корсетам, одежда стала легкой и подвижной. В 1911 году Поль Пуаре демонстрирует миру юбку-брюки, что вызвало целый скандал. Необходимые зонтики стали миниатюрнее, а вместо черных чулок кутюрье подарил женщинам иллюзию обнаженных ног за счет шелка телесного цвета. Корсет заменил на бюстгальтер и соблазнительный пояс для чулок. Ввел в моду тунику, кимоно и наряды в восточном стиле. Декольте становилось все глубже, а юбки уже. В качестве рекламы моделей Поля Пуаре впервые выпускает каталог. На костюмированных праздниках была воспроизведена концепция коллекции предметов для дома. И лишь спустя 80 лет именитые дизайнеры вернулись к ней. В 90-е годы Донна Каран, Кельвин Кляйн, Ральф Лорен и другие воспользовались этой идеей.

Невозможно не упомянуть первую в мире коллекцию на русскую тему — «Казань», которая создана в 1912 г. Полем Пуаре, вдохновленным визитом в Россию.

Этап 5. Современная мода

XIX-XX век подарил миру немало выдающихся кутюрье, изменивших представление о моде. Это один из интереснейших и насыщенных периодов в истории. Первая мировая война кардинально поменяла ценности, стереотипы и мировоззрение общества, последствием чего стала эмансипация моды и изменение в поведении женщин. Отказ от корсетов, вождение автомобиля, короткие стрижки и длинный мундштук — придавали дамам того времени особенный шарм. Сильная, независимая, уверенная в себе женщина, готовая работать наравне с мужчиной — символ XX века! Одной из самых ярких и запоминающихся представителей мира моды стала Коко Шанель. Ее маленькое черное платье, первые костюмы-двойки, культовый твидовый жакет и, конечно же, духи Chanel №5 стали визитной карточкой Дома, а роскошь, простота и элегантность — стилем многих модниц, актуальные по сей день.

Эльза Скиапарелли — родоначальница направления «pret-a-porte»; подруга Сальвадора Дали и главная конкурентка Шанель. Ее визитной карточкой стал цвет «Shocking pink» и необычные наряды и аксессуары в стиле сюрреализма. Общество не сразу смогло это принять. Скиапарелли — первый эксцентрик моды, получившая прозвище «Шокирующая Эльза».

Марсель Роша. В 1942 году вернул в моду корсет, забытый в военные времена, а брюки сделал полноправной частью повседневного женского гардероба.

Кристиан Диор. После второй мировой войны в 1947 году ввел в моду женственный силуэт «new look», который крайне противоречил политике экономии ткани и образу жизни женщин. На протяжении его десятилетней карьеры, благодаря своей смелости, был признанным королем моды.

Кристобаль Баленсиага — загадка моды. В 13 лет удачно выполнил свой первый заказ для маркизы де Касса Торрес, а в 19 лет создал свой собственный модный Дом. Личная жизнь была скрыта от общества, но в своем творчестве он был архитектором, умело сочетавшим и выгодно демонстрирующим строгость линий с гипертрофированными объемами. Сильная сторона — качество кроя.

Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля.
Кристобаль Баленсиага

Ив Сен-Лоран создавал идеальную классику. Первым ввел в моду легендарный женский смокинг, стал основателем стиля унисекс, вводя в женский гардероб элементы мужского гардероба. Платье «Мондриан» трапециевидного силуэта — визитная карточка 60-х годов модного Дома.

Пако Рабан. В 1966 году представил революционную футуристическую коллекцию, пропитанную духом будущего, созданную из технологичных материалов: пластика, бумаги, сеток и металла. Уже тогда его работы олицетворяли «космическую эру», дизайн которых до сих пор не стал актуальным, несмотря на технологический прогресс 2021 года.

Список талантливых кутюрье можно продолжать бесконечно, и каждый из них заслуживает особого внимания. Это был век дизайнеров, которые до сих пор определяют судьбу современной моды!

Анализируя столетие в целом, можно заметить, какие невообразимые изменения произошли в восприятии внешнего вида человечества! Стало сложно называть одежду – костюмом, а конкретное платье – творением одного лишь человека. Подход создания коллекции одежды стал коллективным процессом команды модного Дома, а внешний вид людей приобрел не только эстетический, но и практический смысл. Поэтому появление спортивной одежды – логичный факт в условиях развития общества ХХ века.

6 этап. ХХI век

XXI век — век высоких технологий. В мире моды этот период характеризуется как продолжение трендов ХХ века в новой интерпретации. Существенных изменений не происходит, а лишь используются формы одежды 70-90-х годов в смелых сочетаниях, иногда окунаясь в культуру хиппи 60-х, или добавляя аксессуары 40-х в современный образ. Вещи стали практичными, легкими в носке и в сочетании между собой. Ведущими модными домами так и остаются бренды прошлого века, создавая ежесезонные коллекции, подогревающие покупательский спрос. Мир охватила одержимость новизны.  Это скорее маркетинговый ход коммерческих организаций, нежели проявление творчества. Новые дизайнеры пытаются больше завоевать рынок. Открытием стала мода азиатских брендов.

Основным нововведением в мире моды можно обозначить формат показа сезонных коллекций. Пандемия, распространившаяся на весь мир в 2020 году, заставила переосмыслить виды взаимодействия с аудиторией и предложить новые варианты, как приобретения товаров, так и их демонстрации. Самым логичным решением стал формат диджитал. Интернет магазины, онлайн трансляции коллекций, блогерство и социальные сети — неотъемлемая часть сегодняшней индустрии моды. Практически уйдя от ценности ручного труда в производстве одежды, основной задачей индустрии становится продажа эмоций. Каталог оцифровывают по определенным правилам достижения ассоциативных образов, для получения необходимых впечатлений о товаре. Для того, чтобы передать главную идею (месседж) и настроение коллекции, снимается рекламная кампания. Зрелище стало основой жизнедеятельности любой области жизни: будь то спасение животных путем перехода на эко мех, или неуместный наряд по случаю — всё это превращается в броский спецэффект, по которому и судят о результате. Весь мир участвует в гонке за впечатлениями.

Благодаря технологиям, количество информационных потоков стало колоссальным. Скорость подачи и восприятия информации увеличилась настолько, что изменения, которые происходили столетиями, сейчас могут произойти за пару лет. Так мы видим формирование «моды» как таковой проходило более десяти веков, царские неудобные костюмы были актуальны не более пяти веков, привыкание к кутюрным нарядам заняло менее ста лет, массовый пошив одежды «готовой к носке» произошел менее чем за пятьдесят лет, а переход моды в онлайн – менее одного десятилетия.  Сложно предугадать, что ждет нас в будущем. Но то, что мода подвергнется глобальным изменениям — очевидно!

Проблемой каждого человека будет не проблема выживания в условиях жестокого режима и стандартизации, а, как мы видели, проблема выживания в условиях полной свободы. 
Элвин Тоффлер

Екатерина
Автор

Меня зовут Екатерина. Я исследую моду и работаю в области стилистики.Не люблю копаться в чужом гардеробе, но очень нравится искать ответы на вопросы в умах людей. И в этом мне помогает мода…