Александр де Бетак, продюсер модных показов Dior, Saint Laurent и Jacquemus утверждает, что «живую» моду не сможет убить ни карантин, ни Интернет, ни кризис: «Не думаю, что что-нибудь способно уничтожить показы мод. Это живое событие: даже если вы смотрите его в онлайн-трансляции, вы понимаете, что это действительно происходит. Нашему миру нужен живой опыт». И мы с ним согласны. 

Апрель в Москве можно назвать fashion-оттепелью. Сначала Mercedes Benz Fashion Week, потом — Fashion Show Школы Модного Бизнеса: после карантина модные показы по-прежнему набирают толпы зрителей, достать билеты можно только за несколько недель вперёд. 

Показ, приуроченный к Дню рождения Школы Модного Бизнеса Анны Куцыло («Skin of Angel») прошёл 24 апреля во Флаконе. В нем принимали участие 35 российских дизайнеров — выпускников и наставников Школы. Мы поговорили с основателями брендов Mari Butenko x Mesew, UMG. brand и Senso, чтобы увидеть шоу изнутри. 

Mari Butenko x Mesew: одежда с дополнительными девайсами
Катя Мальцева и Марина Бутенко

Мари: Коллекция, которую мы представляли 24 апреля, была и на MBFW в рамках темы sustainable — в ней изделия, которые произведены из складских остатков. Это и up cycling, и переосмысление моды в целом.  

Катя: Да и в составе нашей одежды итальянское сырье, оно очень тактильное, так что своей одеждой мы тоже прикасаемся к человеку. 

Мари: Наша коллекция прошла под эгидой «Прикосновения особенны» — на воротничках одежды вы можете увидеть эту фразу. Прикосновения человека к человеку, человека к планете — это настолько важно и нужно!

 — В своём Instagram вы писали, что, например, на Mercedes-Benz Fashion Week были затруднения: белый костюм испачкался о грязный подиум, и вам наскоро пришлось его стирать и отпаривать. Были ли какие-то проблемы в этот раз? 

Мари: Пропала одна из моделей, и мне пришлось побыть моделью самой. Но все неслучайно, это интересный опыт. 

— Как вы считаете, будет ли смысл в offline-показах с ограниченным количеством гостей в будущем, если сегодня все можно найти и посмотреть в Интернете? 

Катя: Безусловно, многие сферы нашей жизни переходят в виртуальную реальность, и от этого не сбежать. Но только при живой встрече можно испытать живые эмоции и поделиться ими с окружающими. Когда ты видишь коллекцию воочию, без ретуши, тебе становится понятнее, как она будет в носке. Даже сейчас мы в своих костюмах, и люди могут увидеть их в движении, они просят их пощупать. Удобство нашей одежды лучше всего увидеть именно на «живых» мероприятиях, потому что экран не может передать фактуру и качество материала. Например, наш свитер с воротом-маской, который создан во время пандемии, соответствует анатомическим особенностям строения шеи, лица человека, и сделан из шерсти альпаки-мериноса. Он не только мягкий, но и гипоаллергенный.

Мари: Тем более, «прикосновения особенны» (улыбается).

— Почему вы делаете акцент на многофункциональной одежде? 

Мари: Мы против одноразовых масок, а наш свитер и защищает человека, и помогает экологии. Мы заинтересованы в работе с нано-сырьем и планируем выпускать smart-одежду.

— В вашей коллекции прослеживаются восточные мотивы. Что вас вдохновляет? 

Мари: Мы поняли, что ничего не может нас вдохновить больше, чем окружающая среда. Мы не смотрим на других, а видим красоту внутри. Катя живет на острове Сахалин, в уникальном месте, где можно послушать китов, съездить в горы, или устроить себе зимнюю рыбалку.  

Катя: Нам близка тема востока и с эстетической стороны, и потому, что на Сахалине очень много корейского населения, что не могло не сказаться на нас. Исторически сложилось, что здесь осели квартированные корейцы с Карафуто (губернаторство Карафуто находилось на острове Сахалин и было частью Японии до 1946 года. В результате победы над Японией Советский Союз аннексировал Южный Сахалин и все Курильские острова — прим.ред.), и экзотическая азиатская культура очень сильно чувствуется на острове. Здесь будто смешались две страны. 

Мари: Тем более, мы отшивали и продавали свою коллекцию в Токио, так что предпосылок много. 

Senso: casual одежда для девушек

Favot: — Курс Школы Модного Бизнеса длится 2,5 месяца. Значит, дизайнером Вы стали недавно. Кем Вы работали раньше? 

— Я стюардесса, и именно поэтому тематика мегаполиса меня очень цепляет.  Я редко имею возможность пожить в городе, но мне очень хочется быть частью этого беспрерывного движения. Девушки, живущие в мегаполисах, успевают все: у них и работа, и увлечения, и активный отдых, и это несмотря на бешеный ритм.

Favot: — Что помогает вам сохранять спокойствие во время самого показа и подготовки к нему? 

— Я знаю, что приду на показ, где собираются мои единомышленники, и мы друг другу поможем. Я кому-то даю булавки, мне дают лак для волос, кому-то нужен утюжок. Я чувствую синергию и просто понимаю, что все будет хорошо. И нас на протяжении всего времени поддерживала Аня (Анна Куцыло), хотя сама усиленно готовилась к мероприятию. Например, я напечатала логотип, который прикрепляется к рейду, но накануне оставила его где-то в продуктовом магазине. Мы собрались заранее, поэтому было время спокойно все решить и исправить. 

UMG.brand: элегантная женская одежда

Гульнара Умряева: Меня вдохновляет все, что я вижу: архитектура, исторические фильмы, путешествия, люди — это даёт новый образ в моей голове. Другие дизайнеры тоже дают мне творческий толчок: McQueen, Balmain, Carolina Herrera, Dior, Chanel.

— Сегодня все переходит в online: как вы считаете, будут ли также востребованы «живые» показы, если все коллекции сейчас можно увидеть в Интернете? 

Гульнара: Мода будет жить online, и offline. Она будет жить и процветать. Такие показы будут нормой, невзирая на любые обстоятельства, а мы будем продолжать творить и радовать наших клиентов.

— Тем не менее, вы не игнорируете цифровые тренды. Instagram стал неофициальным модным каталогом, а сейчас популярность набирает и TikTok. Кстати: как вы относитесь к этой платформе? 

Гульнара: Мы планируем завести собственный аккаунт в TikTok, чтобы идти в ногу со временем. Это не просто социальные сети, а полноценный бизнес, с ними гораздо проще реализоваться, набрать аудиторию, задавать тренды.

Помимо презентации коллекций на показе были танцевальные коллективы, гимнастические номера, музыкальные выступления и трогательная речь основателя Школы Модного Бизнеса Анны Куцыло.

Она дала наставления выпускникам, рассказала об этапах обучения и провела викторину. Анна рассказала несколько интересных фактов о великих дизайнерах, и мы предлагаем вам тоже угадать, о ком идёт речь. (Ответы ниже) Она начала свою карьеру с дизайна дамских шляпок. Позже у нее родилась дочь, для которой она в свободное от дел время начала шить платья. Они настолько приглянулись клиенткам этой женщины, что начинающей модистке пришлось отшить их во взрослых размерах. У неё не было специального образования, и она абсолютно не умела рисовать. Кстати, этот человек стал первым дизайнером, выпускающим по четыре коллекции в год. Подсказка: её называют королевой рукавов;

Фото: https://historyclothing.ru/brends/lanvin.html

Другой культовый французский дизайнер. Живя в малообеспеченной семье, она начала работать с 11 лет. У девушки не было элементарного среднего образования, но это не помешало ей войти в историю как дизайнер-новатор. Она жила и в Париже, и в Лондоне, вышла замуж за русского эмигранта и родила от него ребёнка. Дочь умерла в раннем возрасте, и семья распалась. Чтобы справиться с горем, женщина погрузилась в работу. Она работала ассистентом у дизайнеров, но ее идеи были слишком новыми для консервативных кутюрье. Женщина утверждала, что жесткие корсеты пора убирать, а наряды нужно демонстрировать без нижнего белья. Она также не умела рисовать, но обладала математическим складом ума. Позднее ее назовут архитектором моды. Этот дизайнер придумала такие детали как воротник-труба, горловина-хамут, а платья она шила без застёжек — достаточно одного шва или узла;

Фото: https://izuminki.com/arxitektor-mody-madlen-vionne

Ее имя не так известно людям, далеким от мира моды, но эта итальянка была главной конкуренткой Коко Шанель. Родители хотели отправить ее в монастырский интернат, но она объявила голодовку и продолжила жить в доме. Вскоре она покинула Рим и переехала в Лондон, потому что родители желали выдать ее замуж за нелюбимого человека. Она родила дочь, и у малышки обнаружили детский церебральный паралич: муж оставил её. С дочерью на руках женщина стала работать экскурсоводом, но клиентки из богатых американских семей думали только о модных магазинах. Тогда она сама решила создавать одежду. Этот дизайнер подарила миру застежку-молнию, раздельный купальник и шорты. Ее называют родоначальницей fashion-коллабораций: она сотрудничала и с дизайнерами, и с художниками-сюрреалистами. Самые известные ее работы созданы вместе с Сальвадором Дали: платье с рисунком лобстера, серьги-телефонные трубки, шляпа в форме туфельки;

Фото: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2018/11/a_12056971.shtml

Легенда французского стиля: её имя стало нарицательным, а биография легла в основу множества книг и фильмов. Девочку назвали в честь акушерки, которая принимала роды, но в дальнейшем она сменила имя на более звучное и короткое. Вряд ли, засыпая в комнатке сиротского приюта провинции Обазин, эта девочка догадывалась, какое будущее ее ждет. Она сбежала из обители Мулан ради карьеры певицы кабаре. Там девушка познакомилась с богатым плейбоем Этьеном Бальзаном, и он помог ей открыть бутик шляп. Так началась ее карьера дизайнера. А потом — сумки на цепочке, нити из искусственного жемчуга, брючные костюмы и ,конечно, маленькое чёрное платье. 

Фото: https://wealthynotes.com/koko-shanel-biografiya-lichnaya-zhizn/

Итак, имена этих дизайнеров — Жанна Ланвен, Мадлен Вионне, Эльза Скиапарелли и Коко Шанель. Основательница Школы Модного Бизнеса привела их в пример, чтобы показать, что у моды нет рамок, а кутюрье не рождаются с булавками руках. «Они тоже с чего-то начинали», — подметила Анна. 

Она знает, о чем говорит. Непростой путь Анны Куцыло тоже можно было бы внести в эту викторину. Несколько лет назад она только запустила пошив спортивных комбинезонов и купальников, и на первых порах это занятие не приносило больших доходов, но возвращаться в офис ей не хотелось. А в 2020 году дизайнер и вовсе была в шаге все бросить — на карантине костюмы для спорта не нужны. «Летом 2020 года я пришла к психотерапевту с чудовищным раздраем в душе. Так жить было невыносимо, и в какой-то момент я поняла, что с этим нужно что-то делать, решительно и быстро. Так я оказалась в новой столице мира — в Бежецке.» Именно в Бежецке она с партнерами и запустила новый проект — Школу Модного Бизнеса. В показе 24 апреля участвовал седьмой поток, и скоро Школа наберёт новый. Сейчас Анна параллельно занимается развитием собственного бренда одежды для йоги и отдыха — «Skin of Angel». 

Ирина Разживина
Автор

Журналист года по мнению моей мамы