Высокий молодой человек в черной водолазке и молочном пиджаке, с аккуратно уложенными волосами и с зажжённой сигаретой в руках; статный, харизматичный и стильный – под это описание мог бы подойти любой актер Голливуда, но за темными очками скрывается лицо «творца» американской моды — Роя Холстона!  

Рой Холстон Фроуик — сын бухгалтера, родился в 1932 году в Де-Мойне штате Айова. Он рос в классической консервативной семье, где не принято было открыто разговаривать на разные темы интимного характера, поэтому о своей ориентации Рой практически не распространялся. У него складывались напряженные отношения с отцом, как таковой поддержки с его стороны не было. Единственная, кто была всегда рядом, помогала и поддерживала была его бабушка.  

Холстоном Рой назвал себя сам! Мама всегда называла его Халстон, так как это было имя их семьи и произносилось оно именно так.  

В начале 50-х Холстон переезжает в Чикаго и поступает в Чикагский институт искусств. А к концу десятилетия перебирается в Нью-Йорк и с этого момента начинается его стремительная карьера дизайнера, которая в дальнейшем также стремительно и гаснет. Свой путь Рой начинал с изготовления шляпок, работал со-дизайнером у модистки Лили Даше. Первую известность в роли дизайнера шляп Холстону принесла Жаклин Кеннеди. 20 января 1961 год — день инаугурации президента США Джона Кеннеди. Весь мир был прикован к экранам телевизоров и следил за трансляцией. Первая леди — Жаклин Кеннеди появилась в голубом пальто с крупными пуговицами и в аналогичного цвета шляпке-таблетке. Именно этот аксессуар специально для нее изготовил Рой Холстон.  

Поворотным моментом в судьбе дизайнера сыграл бал Трумена Капоте 1966 года, который тот устраивал в отеле Plaza. Черно-белый бал — светское мероприятие для Нью-Йорка, среди гостей — звезды Голливуда, артисты и главные «сливки» общества. Помимо дресс-кода «black and white», обязательным атрибутом была маска, которых Холстен, специально для гостей этого бала, сделал с добрый десяток. Вы наверное спросите, а был ли сам дизайнер на этом празднике жизни?! К большому разочарованию самого Роя в списке приглашенных не оказалось..! Вы думаете это его остановило? Вовсе нет! По слухам, так как все были под масками, Холстон пробрался туда анонимно. Правда, высокого и стильного молодого человека в смокинге сложно было не заметить..! 

Некоторое время Рой Холстон работал ассистентом у «скульптора» моды, дизайнера — Чарльза Джеймса. Дизайнер признавался, что Джеймс оказал на его видение и творчество большое влияние. В дальнейшем многие распускали нелестные слухи, что Холстон копирует Чарльза Джеймса (в том числе и он сам), но это было не так! Холстон в своей уникальной технике превращал любой отрезок ткани в простую, но в то же время элегантную вещь.  

Вторая волна популярности пришла к Холстону, когда он стал главным управляющим одного из самых престижных универмагов Нью-Йорка — Begdorf Goodman. Долго ждать известности не пришлось, так как универмаг продвигал не просто определенный продукт, а отдельную личность — дизайнера.  

Первую коллекцию для Begdorf Goodman Холстон представил в 1966 году. Но работать под крылом управляющего универмагом для него было мало. Его целеустремленность и амбиции били через край.  

Так, в 1968 году Рой Холстон открыл свой первый собственный Дом на Мэдисон-авеню — Halston Limited. Он хотел показать миру настоящую американскую моду, хотел доказать, что она существует! В 1972 году появляются знаковые платья-рубашки из моющейся и немнущейся «ультра замши». Философия Холстона — гармоничная простота. Минимум деталей, простой крой, лаконичность линий — в совокупности давали дорогой внешний вид. 

Спустя два года, в 1974 году появляется еще одна визитная карточка дизайнера — платье с застежкой на шее. Если Кристиан Диор в 1947 году представил послевоенной Европе (и не только) свой «new look», то Холстон в богемные 70-е представил «новый американский образ», который заключался в роскошной простоте!  

Холстон был одним из самых влиятельных дизайнеров нашего времени. Я говорю это исходя из личного опыта, потому что когда я была молодой, он был тем, на кого я стремилась быть похожей. Он понимал роскошь, гламур, простоту, форму и важность униформы. Для меня он представлял все, что было современным и чистым.

Донна Каран

Холстон стал новатором фирменного стиля: струящиеся платья из шелкового джерси, платья без бретелек, кафтаны, ассиметричные платья на одно плечо, короткие шорты и комбинезоны — все это олицетворяло шикарный минимализм с нотками спорт-шика.  

Я постарался ослабить модное настроение, чтобы американцы поверили в американский стиль. Мы сделали Halston понятным, стильным, комфортным и непринуждённым — говорил дизайнер.   

Апогеем творчества дизайнера стало платье, сшитое из одного отрезка ткани.  

«Он бросал рулон ткани на пол, отрезал, набрасывал на твое тело и платье готово. Ткань для Холстона – как глина для скульптора » — вспоминает одна из его преданных моделей. Спустя время, когда историки моды стали исследовать архивы, они обнаружили выкройки того самого платья, которые были похожи на настоящую головоломку. Никто не смог в них разобраться. Да, эта «головоломка» была подвластна только Холстону!   

1973 год оказался ключевым в истории Дома Halston и возможно неким началом конца..! В этом году Нортон Саймон приобретает компанию, но ошеломленный успехом Холстон не замечает никаких подводных камней, а наоборот, видит только дальнейшие перспективы.  

В этом же году случается одно из главных ярких событий в индустрии моды — «Битва за Версаль». Суть в том, что это некий «батл» между французскими и американскими дизайнерами. Пять французских кутюрье и пять американских должны были продемонстрировать свои коллекции, а местом проведения стал дворец Версаль.  

Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Юбер де Живанши, Марк Боан и Эмануэль Унгаро, бросили вызов гостям из Америки: Оскару де ла Ренте, Биллу Глассу, Анне Кляйн, Стивену Берроузу и конечно же — Рою Холстону. Если говорить о показах в рамках шоу, то «Битву за Версаль» можно считать родоначальником модных перформансов.  

Холстон сделал дефиле мини-спектаклем! Шоу открыла Лайза Минелли с песней «Bonjour Paris», а в показе участвовали 12 темнокожих моделей, что для остальных пока было в диковинку. Примечательно то, что репетиций не было! По словам присутствовавших, французы отняли у них все время! Сам же показ прошел с овациями и признанием американской моды. Главная цель была достигнута!  

Коллекций одежды и разных аксессуаров для Холстона было мало, поэтому в 1975 году создается аромат «Halston» с минималистичным (как и все у дизайнера) флаконом в виде слезы. Этот необычной формы флакон, с наклоненным горлышком, создала его близкая подруга и дизайнер украшений — Эльза Перетти. Простой, прозрачный флакон напоминал больше химическую колбу, нежели модный парфюм. На это намекала лишь обвитая вокруг горловины ленточка с именем Дома.  

И с этим не типичным для того времени ходом, Холстон в очередной раз попадает точно в цель!  

К 1977 году марка достигает колоссальной популярности. Все хотят одеваться только от Halston. С Мэдисон-авеню Холстон перебирается в масштабное здание небоскреба — Олимпик Тауэр, с персональным кабинетом и подиумом. Его окружает вся светская Америка: от Лайзы Минелли и Энди Уорхола до Лорен Хаттон и Дианы Вриланд. Он собрал вокруг себя лучших моделей, которые также являлись его хорошими подругами. Появилось даже такое определение, как «холстонетты» (halstonettes). Среди них: Анжелика Хьюстон, Пэт Кливленд, Иман, Пэт Аст (которую можно смело считать одной из первых моделей плюс-сайз) и Мариса Беренсон, внучка легендарной Эльзы Скиапарелли.  

Но, наряду с головокружительным успехом и востребованностью, случается тот самый переломный момент в судьбе дизайнера, который в дальнейшем приводит к полному краху..!  

В середине 70-х на Манхэттене господствовал не безызвестный ночной клуб «Студия 54», где собиралась вся «творческая богема» Нью-Йорка: Энди Уорхол, Шер, Элизабет Тейлор, Мик и Бьянка Джаггер, Грейс Джонс и многие другие, список «элиты» был бесконечным. Безудержное веселье сопровождалось без разборчивой любви и «кокаиновым шиком»! Свой стресс от огромного количества работы и ответственности Холстон (вместе со своим эксцентричным бойфрендом Виктором Хьюго) снимал именно таким образом. Правда, в это же самое время, ни одна вечеринка в «Студии 54» не проходила без гостей, одетых именно в «платья для танцев» от Halston. «Его вещи танцевали вместе с тобой» — говорила Лайза Минелли. Он одевал практически весь высший свет Голливуда и не только.

В 1980 году Холстон, как амбассадор американской моды, вместе со своим «боевым» отрядом моделей отправился покорять Китай! Это путешествие вошло в историю, как самое масштабное и с грамотным пиар-ходом; чего только стояли сто чемоданов вещей, отшитых специально для этой поездки.  

Постепенно бизнес стал замедляться и в 1982 году происходит последнее знаковое событие, повлекшее за собой окончательное падение имени Halston – сделка с компанией JC.Penney. Универмаг выпускал одежду среднего сегмента и, так как Холстон был одержим главной идеей «одеть всю Америку», он посчитал, что эта «коллаборация» неплохой шанс. Но он даже не догадывался, чего ему это будет стоить..! 

Как сказал сам Холстон: «HalstonIII – это третья ступень моей карьеры. На первой я основал бизнес, на второй – одевал звезд, а на третьей – я одеваю всю Америку». 

После первой коллекции в 1983 году (которая кстати получилась удачной и соответствовала концепции Дома), универмаг Begdorf Goodman (а затем и остальные) обрывает все отношения с Halston, убирает его продукцию с витрин, что приводит к череде громких скандалов в СМИ.  

Менялась не только стратегия Halston, менялся и сам Холстон. Он начал слишком всерьез себя воспринимать, его характер по отношению к сотрудникам стал более деспотичным, капризы, истерики, отношения с друзьями стали портиться. «Мы часто ссорились. Ему перестал нравиться мой дизайн украшений и все, что я делала» — вспоминает Эльза Перетти. На все это влияли не только перемены в Доме, главным источником «переменчивого» настроения служили наркотики.   

Таким образом, 1984 год стал финальным в карьере Холстона! Он окончательно теряет права над собственным именем, а первые страницы газет выходят с громким заголовком «Halston без Холстона». Дом без него не имел смысла! Холстон был не просто первым американским дизайнером, он был первым дизайнером, который продвигал себя, как бренд и стал брендом! 

Здесь можно было бы поставить точку, но история его жизни продолжилась в Калифорнии, где он проводил время с семьей. В 1988 году у Холстона обнаруживают СПИД. Прошедший все стадии болезни, Роя Холстона не станет в день церемонии награждения «Оскар» в 1990 году. Последние слова дизайнера: «Я просто хочу исчезнуть…».  

Просто исчезнуть у Холстона не получилось..! Он создал американскую моду, а главное – сумел доказать всему миру, что она существуют! Его имя – уже история! 

«Я хотел бы оставить свой след в истории моды, как человек, который навел порядок и все упростил…»

Рой Холстон

14 мая вышел сериал «Холстон» о его жизни и творчестве. Трейлер начинается со слов главного героя: «У меня есть мечта, я хочу изменить американскую моду…». О том, как будут сбываться мечты, уже можно посмотреть на Netflix.  

Кристина Асланян
Автор

Журналист моды, исследователь.