Анна Куцылло — основательница бренда спортивной одежды и купальников «Кожа ангела» и обучающей платформы «Школа модного бизнеса»

Я с детства люблю спорт. Одно время занималась аэростретчингом – гимнастикой в гамаках, и заметила, как неудобно выполнять упражнения в обычных спортивных штанах и майке. Футболка во время переворотов задирается, штаны цепляются за гамак. В спортивных магазинах чего-то сносного на замену я не нашла. Однажды на занятиях я увидела девушку в черном комбинезоне, который закрывает тело от шеи до пят. Одежда безумно мне понравилась и показалась очень удобной. Я подошла спросить, где она покупала такой комбинезон. Ответ меня удивил: «Сшила сама». Я тут же попросила сшить и мне. Признаюсь, было страшновато надеть полностью обтягивающую вещь, формы на тот момент были не идеальные, и думала, что будет неловко подчеркивать все изгибы тела. Но когда его надела, страх пропал. Комбинезон подчеркнул то, что нужно подчеркнуть, и скрыл несовершенства. Я влюбилась в эту одежду и посчитала, что и другим девушкам она тоже понравится. Ничего похожего на тот момент, два с половиной года назад, не выпускали, разве что костюмы воздушных гимнастов или героев Marvel. Но где их достать?

Я настолько загорелась идеей создать свою коллекцию комбинезонов, что вариант, как и раньше продолжать работать в офисе я не рассматривала. При этом опыта в швейном деле у меня не было, даже на уроках труда в школе было «четыре». Начала изучать, как отшить свою коллекцию, где брать ткани, какие нужны. В этом мне помогла та самая швея, которую я встретила в фитнес-клубе. Ее зовут Светлана. Она ради меня ушла с работы на швейной фабрике и вместе мы пробовали шить первые комбинезоны. Я купила оборудование и поставила его прямо у себя дома. Когда подбирали лекала, звала подружек с разными типами фигуры, чтобы наши комбинезоны на разных девушках сидели идеально. На это ушли три месяца и десятки метров дорогой ткани. Я на тот момент еще не наладила закупки через опт и покупала ткань в розницу в три раза дороже. 

Моя первая коллекция из 160 комбинезонов в восьми цветах разлетелась по стране за три месяца.

Бренд назвала «Кожей ангела». Мы шьем одежду из итальянского бифлекса. В швейной среде определенный вид тонкого бифлекса имеет одноименное название. Оно соответствует тому, что мы делаем. Одежда ощущается, как вторая кожа: не сковывает, не давит, не жаркая. Лично для меня это еще и отсылка к одному из моих любимых фильмов — «Кожа, в которой я живу» Педро Альмадовара. Там главная героиня предстала зрителям в одежде, похожей на то, что мы выпускаем.

До швейного бизнеса я училась по специальности «промышленная логистика» в Бауманке. После университета руководила проектами в крупных российских компаниях. Этот опыт мне пригодился при запуске своего дела. Я понимала, как выстроить бизнес-процессы, как общаться с людьми. Сейчас этому учу начинающих fashion-предпринимателей. 

Когда я только начинала развивать бренд, много писала в своем блоге в “Инстаграме” о том, какие шаги делаю. Эта тема заинтересовала, блог стремительно рос, а в директе присылали вопросы о том, где брать ткани, где шить, как продавать свою одежду и т.п. Я свой блог веду сама, считаю это честным, поэтому за ответами в директе проводила пару часов в день. Когда вопросы повторялись уже десятки раз, подумала, а почему бы не сделать курс для начинающих fashion-предпринимателей. 

Собрала свою команду, производственников и специалистов по продвижению, вместе придумали план обучения. Первый поток запустили весной, в самый разгар пандемии. Боялись, что людям будет не до обучения. Но оказалось, наоборот. Многие теряли свои работы в офисе, другим просто надоело или давно мечтали о своем деле, о том, чтобы шить не только для себя. За восемь месяцев шесть раз перезапускали курс. Каждый раз добавляем в программу что-то новое. Например, в курсе, который открыли в декабре, студентов консультирует еще и психолог. Помогает разобраться со своими страхами. За все время обучение прошли больше 250 человек, из них около ста уже открыли свои магазины, другие — готовятся к запуску. Видеть, как люди исполняют свои мечты, придает мне сил работать еще больше и больше. 

Моей отправной точкой в fashion-бизнес стало удачное совпадение нескольких процессов, происходящих у меня в жизни. Нашла идеальную вещь, которую хотела дать миру. Занималась и занимаюсь спортом, поэтому сама амбассадор и активный покупатель одежды своего бренда. И третье: почувствовала в себе силы начать свое дело, потому что реализовываться в офисе стало тесно. 

К запуску первой коллекции я готовилась три месяца. Вместе со швеей Светланой искали ткани по всему Санкт-Петербургу, интуитивно разрабатывали лекала и образцы. Поэтому, прежде чем появился комбинезон для коллекции, отбраковали больше 15 образцов. Сложность была в том, что комбинезон «Кожа ангела» шьется из цельного куска ткани, всего с одним швом на спине. Каждая переделка означала, что нужно начинать заново.

Первая коллекция состояла из восьми цветомоделей по 10 изделий в каждом размере. С моей стороны отшивать сразу столько изделий – рискованный шаг.  Сейчас я в своей школе рекомендую начинать с двух-трех изделий в нескольких размерах. Так можно понять, какой спрос, оценить реакцию, и исправить что-то будет не так болезненно. К тому же пошить несколько изделий стоит гораздо дешевле, чем сразу большую партию. Для старта продаж на маркетплейсах, например на Wildberries, тоже подойдет небольшая партия. Большие швейные цеха за мелкие партии почти не берутся, придется искать хорошую швею-надомницу. Некоторым своим студентам я помогаю делать первую коллекцию в швейных цехах «Кожи ангела».

Сейчас у меня два швейных цеха. Первый я открыла в Санкт-Петербурге в 2018 году. Второй – весной этого года в Москве. На удивление, в Москве сложность была в том, чтобы найти швей, которые работают на поток, то есть готовы шить партиями одинаковые изделия. Многие хотят конструировать одежду, а не заниматься монотонной работой. Я обращалась в HR-агентство и мне помогли найти классных специалистов. Основной костяк команды работает со мной давно. Например, Светлана, с которой сделали первую коллекцию в 2017 году, сейчас управляет всем цехом в Санкт-Петербурге.  

У меня много источников вдохновения. Я спрашиваю у покупателей, что им нравится, что они хотят видеть. В октябре тестировала формат инста-реалити. Две недели четыре девушки занимались спортом в лосинах, топах и рашгардах из новой коллекции и рассказывали о своих впечатлениях в «сторис». Я получила честные ответы о том, как одежда вела себя во время тренировок, насколько им было удобно. Только после того, как учли даже самые мелкие замечания, выпустили коллекцию. 

Еще слежу за западными селебрити. До нас тренды доходят позднее, чем в США или Европе, поэтому рекомендую начинающим предпринимателям мониторить, что нового в других странах. Люблю смотреть фильмы про моду, например, «Александр Маккуин», «Месть от кутюр», «Коко до Шанель». И самый главный источник для меня – окружение. В команде собрались настоящие креативщики, которые высказывают свои идеи и вместе мы придумываем что-то новое. Еще работает стилист. Она раскладывает все «по полочкам» с учетом макро- и микро-трендов. 

Когда только начинала бизнес, у меня была большая проблема с тем, чтобы всегда быть в ресурсе. Оставалось время только на сон. В прошлом году поняла, если постоянно работать «на максимуме», велик риск выгореть. Теперь выстраиваю границы. Озвучиваю коллегам свой график, делегирую, занимаюсь тайм-менеджментом. 

Моя рабочая атмосфера пропитана творчеством: вокруг рулоны красивой ткани, катушки с нитками на стене, стук швейных машин. Я не из тех, у кого на рабочем месте «творческий беспорядок». Мне комфортно работать, когда вокруг много свободного пространства и чистота. Половину рабочего времени я провожу за компьютером, остальное время – нахожусь в цехе. 

Иногда мне кажется, что работаю круглосуточно. Если я не нахожусь на работе физически, то постоянно думаю о ней, прокручиваю идеи. Это неправильно, поэтому субботу и воскресенье стараюсь проводить с семьей или друзьями, отвечаю только на срочные вопросы от сотрудников. 

Считаю, что всем нужен наставник, поэтому сама пользуюсь услугами стилиста. Профессионал помогает мне выработать свой узнаваемый стиль. Мода меняется, а стиль — вне времени. Специалист разбирается не только с моим личным стилем. Еще она ведет курс по стилю в «Школе модного бизнеса». 

В будущем «recycling» и «мода» станут почти синонимами. Уже сейчас H&M, Reserved, Zara и другие бренды выпускают часть одежды из переработанного мусора, пластика, старой одежды. В будущем выпускать коллекции с заботой об экологии будет необходимостью, а не желанием ответственных брендов. В «Коже ангела» тоже есть комбинезоны и купальники полностью из переработанного пластика – это коллекция «Зебра». Она вот-вот появится в продаже. Я долго искала такую ткань. Нашла завод в Италии, который производит для нас бифлекс с нужным принтом. Это дороже, но готова платить за высокое качество и экологичность. 

Моя команда состоит из таких же, как и я, трудолюбивых людей. Я очень не люблю лентяев, не люблю, когда мне врут. Если увидела такую ситуацию, сразу прощаюсь с человеком. Другая ситуация: если вижу перспективного специалиста, но в данный момент открытых вакансий нет, всегда сохраняю контакт и как только появляется возможность, приглашаю поработать вместе. Мне кажется, моя сильная сторона – вижу, кто в чем силен и могу им предложить то, что они сделают лучше меня, и им это будет интересно. 

Вне работы я стараюсь проводить больше времени с родными. У меня большая и дружная семья: родители, четыре брата. Кстати, моя мама преподает русский язык в МГУ. Возможно, от нее мне передались способность и желание обучать людей. 

Меня ни разу не посещало желание бросить все и сменить род деятельности. Бывает только усталость и тогда понимаю, что срочно нужен отдых. Иногда хватает просто выспаться, чтобы «освежить» голову. 

У меня есть коуч. Почти год она помогает мне и моей команде выстраивать личные границы. Вижу, как отношения стали ещё прозрачнее и честнее. Мне нравится упражнение, в котором условно нужно разделить всех людей из окружения на три группы. Первая: самые близкие люди, например, родители или подруга, с которой дружите 20 лет. С ними нет деловых отношений, а их доверие очень ценно. Конфликты с ними хочется поскорее уладить. Их вы просто любите, и общение дарит только радость. Вторая группа: люди, которые никогда не подводили. Им можно выделить определенный кредит доверия. Третья группа: партнеры. Сюда могут входить: парень, коллеги или приятели, в которых сомневаетесь. С ними отношения должны выстраиваться по принципу «что я тебе, то и ты мне». Нужно хотя бы раз в месяц анализировать, есть ли равный обмен того, что вы даете людям из второго и третьего круга и они вам взамен. Если вы увидите, что вкладываете больше, не получая ничего взамен, прислушайтесь к себе, а дальше спокойно и уважительно обозначьте свои требования и границы. Важно это делать регулярно, чтобы отношения не скатились в пучину обид и манипуляций. 

Тем, кто еще в поиске себя, я советую больше пробовать. Вы не ощутите вкус мороженого, если его будет есть сосед напротив. Если попробовали и разочаровались, значит вас не будут терзать сомнения «а вдруг», «а если бы». А если попробовали и драйвит, значит найдете дело, которое изменит жизнь на «до» и «после». 

Злата Бисовко
Автор

Автор, эксперт в области досуга