Нужно ли знать историю моды, чтобы хорошо одеваться? Вряд ли в этом есть необходимость. Однако все мы понимаем, что в наше время почти нет фасона, принта или детали, которые бы не были придуманы до нас. Загляните в свой гардероб: чтобы попасть в него, каждая вещь прошла путь не только от станка до магазина и далее — до вашего дома. Путь любого предмета одежды — прежде всего исторический, и обусловлен самыми разными факторами: от вековых традиций до мимолетных желаний модной публики того или иного времени. Интересно? Чтобы хоть немного разобраться, что к чему, FAVOT решил изучить историю стилей XX века и посмотреть, как мода прошлого столетия привела нас к тому, что мы видим на подиумах и в своих шкафах сейчас.

m_main_artnouveau_posta_da_vip

Первый стиль, о котором стоит упомянуть, — ар-нуво или арт нуво (от фр. art nouveau — «новое искусство») — был популярен в Европе конца XIX — начала XX века, до 1910 года. С течением времени его значение немного забылось, поэтому теперь многие лишают его обособленности, объединяя с похожим стилем — ар-деко. Или же просто считают одним из синонимов известного художественного направления в искусстве — модерна.  Это, конечно, неправильно.

Без сомнения, ар-нуво по праву может называться отдельным культурным феноменом, существовавшим в эпоху модерна и оказавшим на него влияние, не потеряв при этом своей индивидуальности. Ниже мы приведем лишь некоторые отличительные черты, по которым его можно узнать.

1.Женственность и воспевание естественной красоты природы.

В первую очередь ар-нуво выделяют мягкость и красота плавных линий. Дизайнеров того времени вдохновлял образ женщины-райской птицы, окруженной благоухающими цветами, ветвями и листьями тропических растений, бабочками, стрекозами и послушными дикими животными. Образ блаженствующий, спокойный и томный. Отсюда — слегка приглушенные природные оттенки натуральных тканей — шелка, бархата, шифона, органзы; анималистические и цветочные принты; крупные, в основном жемчужные, украшения, сделанные исключительно вручную. Свое богатство женщины демонстрировали через благородную изящность и оригинальное оформление нарядов, избегая при этом устаревшего пафоса накрахмаленных пышных юбок.

ae5d15a16658e5436342631034o0--ukrasheniya-rezerv-kole-iz-bisera-ar-nuvoновый коллаж

2.Отсутствие корсета и завышенная талия.

Особенности стиля, логически вытекающие из его главной идеи. Конечно, далеко не все модельеры легко и сразу решились отказаться от строго выверенных женственных форм, которые придавал женской фигуре корсет. Однако революционный взгляд более прогрессивных деятелей моды того времени — таких как Поль Пуаре — оказался настолько своевременным и правильным, что быстро добился признания публики. Свобода, которая всегда ассоциируется с природой, — вот чего хотелось уставшим от тугих платьев девушкам.

новый коллаж
Кадры из сериала «Аббатство Даунтон»

3.Японские мотивы.

Распространено мнение, что в основу зарождавшегося когда-то ар-нуво французские художники положили элементы именно японского стиля. Увидев цветочные гравюры, выполненные на дереве, волнообразные линии японских картин, нарисованных широкой мягкой кистью, они с радостью привнесли это в европейскую культуру. Естественно, интерпретируя и видоизменяя позаимствованные детали на свой лад.

Что интересно, показательна в этом плане была не только одежда, но и прически, макияж. Высший свет Европы вдохновлялся хрупким образом бледнолицей японки с характерно собранными в пучок волосами — благодаря этому прическа а-ля «гейша» обрела небывалую популярность. Но еще больше внимания уделялось цвету лица. Наилучшим комплиментом стала фраза «Вашей кожи будто бы никогда не касался солнечный свет». Для того, чтобы добиться обморочной бледности, девушки использовали японскую рисовую пудру легкого сиреневого оттенка. А контрастности и большей выразительности помогали добиться глаза, аккуратно подведенные углем или сажей.

новый коллаж

4.Цвета и античность.

Вместе с очевидными для ар-нуво оттенками зеленого, в светских платьях того времени широко использовались пастельные тона синего, фиолетового и красного в сочетании с черным и белым. Не менее популярным были светлые наряды цвета слоновой кости, по кромке расшитые золотом и темным бисером. Подобные цветовые сочетания, наряду с мягкими драпировками похожих на античные туники платьев ар-нуво, отражают связь этого стиля с традициями стран, нередко вдохновляющих дизайнеров и в наше время, — Древней Греции и Древнего Рима.

Снимок экрана 2016-01-24 в 0.29.23

Это лишь некоторые, но, без сомнения, одни из самых ярких проявлений «нового искусства» — ар-нуво — в одежде. Изменения, последовавшие во времена его расцвета в моде, стали одними из первых ступеней развития новейшего женского гардероба, дошедшего и до наших дней. Из повседневного костюма постепенно начали исчезать огромные тяжелые шляпы, которые почти невозможно было носить: они становились аккуратнее, легче. На место пышных нарядов пришли элегантные, иногда достаточно простые, но всегда красивые платья; на место вычурности — естественность; на место строгих рамок — свобода. Всем этим мы обязаны ар-нуво.

Наиболее известные современные бренды, в коллекциях которых можно увидеть наряды, близкие к стилю ар-нуво: Valentino, Elie Saab, Marchesa, Pamella Roland, Zuhair Murad.

Анна Косулина
Автор

Fashion-журналист. Постоянно нахожусь в поиске талантливых людей, о которых хочется писать.