Начался новый театральный сезон, в каждом театре пройдут свои премьеры, и многие из них будут сопровождаться работой новейших мультимедийных технологий. О том, какие возможности дают театрам новые технологии и как за две недели можно научиться создавать на сцене совершенно необыкновенные эффекты рассказывает один из основателей проекта, заведующий художественно-постановочной частью Камерной сцены Большого театра и технический директор театральных фестивалей Олег Назаров.

«Театральное ПТУ» – это всероссийский проект, созданный в 2016 году Союзом театральных деятелей РФ и Театральным центром «На Страстном» при поддержке Президентского гранта. Этим летом «Театральное ПТУ» прошло уже в девятый раз: в Москву съехались слушатели из Иркутска, Петрозаводска, Элисты, Кинешмы, Тольятти, Калининград, Владивостока, Новосибирска, Перми, Красноярска, Смоленска, Лысьвы, Комсомольска-на-Амуре, Томска, Астрахани, Оренбурга, Саратова и др.(всего 29 городов).

Заявки на летнюю сессию прислали более 300 желающих со всей страны. Почему «Театральное ПТУ» так востребовано? Как вообще возникла идея проекта?

Проект возник по инициативе СТД и его председателя Александра Калягина как платформа для повышения профессионального уровня технических работников театра. Ведь у нас, кроме московского театрального художественно-технического колледжа, почти нигде не учат на «завпостов». А актеров и режиссеров каждый год выпускается множество. У нас готовят художников по свету, звукорежиссеров и так далее. А вот тех, кто соединяет «в себе» все технические службы на сцене — управляющих постановочной частью – очень мало. А потребность в них огромна. Поэтому Театральный центр СТД на Страстном с 2016 года проводит две сессии для технических директоров из региональных театров: летнюю, более длинную, и зимнюю. Нет задачи обучения с нуля — здесь повышают квалификацию, получают новые знания в техническом менеджменте, в области мультимедийного театра, в управлении современными системами сценической механизации, световыми, звуковыми и видео инструментами.

Чем конкретно наполнена программа каждого «ПТУ»?

Каждая сессия включает в себя цикл лекций и мастер-классов — практических занятий с ведущими сценографами, художниками по свету и звукорежиссерами, режиссерами мультимедиа и 3D-графики. В летнюю сессию слушателей около 30-40, в зимнюю — человек 10-15. Это не считая вольнослушателей. При всем желании взять еще больше, несмотря на огромный интерес к проекту, мы не можем: во-первых, Президентский грант позволяет оплатить проезд и проживание определенному количеству людей, а во-вторых, это скажется на результатах образовательного процесса, потому что программа очень напряженная, каждый день занятия идут по 6-7 часов. В конце сессии все должны защитить свои собственные проекты, созданные на основе полученных здесь знаний — сделать что-то вроде контрольной работы. Кстати, участники не только слушают лекции, но и много посещают московские театры с экскурсиями, смотрят спектакли, интересные с точки зрения сценографии и технических компонентов, встречаются с разными техническими специалистами. В том числе и зарубежными, в этом году, например, у нас прошли две онлайн-экскурсии: по немецкому театру «Schaubühne» (Берлин) и по китайскому заводу, производящему световое оборудование (Гуанчжоу). А очно в Москве состоялись походы в техническое закулисье крупнейших московских театров: Театр им. Евг. Вахтангова, Гоголь-Центр, Театр Наций, в концертный зал «Зарядье» и на другие столичные площадки. 

Значительное место в сессиях занимают презентации оборудования и технических новинок от производителей. В этом году с нами сотрудничали DOKA, Dealer Center TTT Group, YAMAHA, ETC, Sennheiser, Epson, Panasonic, BARCO, Optoma, CTC Capital, Dreamlaser и др. Ведущие компании по театральному, световому и звуковому оснащению сцены представили свои новинки, как техники, так и материалов, используемых в современном театральном производстве. 

Ограничения, связанные с пандемией, как-то повлияли на проект?

В лучшую сторону. В 2020 году «Театральное ПТУ» впервые прошло в онлайн-формате, и весь контент был выложен на одноименном канале в YouTube — просмотры небывалые, тысячи людей под каждым уроком. Все видеоролики и сейчас доступны всем желающим.

Обычно все знают актеров и режиссеров театра, технические же специалисты редко выходят «из-за кулис» и публике почти неизвестны. Давайте исправим эту несправедливость — кто из них выступал у вас?

Сейчас проект курирует Максим Чепиль — заведующий постановочной частью Театрального центра на Страстном и технический директор Е. Гришковца, а выступали у нас такие замечательные технические директора и завпосты российских театров как Александр Соломин (Театр Наций), Сергей Тимонин (Новая сцена Большого Театра), Алексей Наумов («Электротеатр Станиславский»), Илья Рейзман («Гоголь-центр»), декан факультета сценографии и театральной технологии Ольга Неволина (Школа-студия МХАТ), а также режиссер мультимедийных шоу Влад Александров, разработчик систем визуализации и управления шоу-программами Виктор Шопин (Dealer Center TTT Group), руководитель отдела материалов и технологий сценического дизайна  Маргарита Белоусова «ДОКА Центр», главный художник по свету Евгений Виноградов («Ленком» и «Электротеатр Станиславский») и другие.

Что такое современные технологии в театре? Почему без них нельзя? В чем их задача – усилить художественное впечатление, поразить размахом или наоборот сэкономить?

Для сценографии они открывают более широкие возможности. С их помощью в рамках сценической коробки можно бесконечно варьировать разные пространства, играть с объемами, создавать новые вселенные — сейчас на сцене дно морское, а через минуту уже космос… То есть меньше ограничений для творчества. Кроме того, использование, например, фронтальной и обратной видеопроекции позволяет создавать очень интересные световые картины, делать быстрые переходы для более яркого эмоционального воздействия. Сегодня большинство театральных зрителей это и кинозрители, они привыкли к яркой, насыщенной визуальной картинке, что на большом экране, что в смартфоне.  И часто театры жалуются, что в формате обычных декораций публика начинает скучать: они вызывают меньше отклика, меньше эмоций.

Новые технологии появляются каждый год и постоянно развиваются как с точки зрения техники, так и с точки зрения сценографии, во взаимодействии друг с другом и с актером. В первую очередь это большое количество интерактивных технологий, то есть «живое» взаимодействия артиста с техникой. Это может быть связано и со светом, и со звуком, и с видео. Например, прямая трансляция на экран с телефона артиста, который он держит в руках. Или взаимодействие видео-мэппинга, когда артист танцует и от его движений меняется цветовая или световая картина на сцене. Или проекция на подвижные декорации, когда проектируемое изображение движется четко вместе с декорацией, или вместе с актером. Есть спектакли, где используются видео-фильтры, то есть артист заранее снимается и на экране в момент спектакля он выглядит совершенно по-другому.

Уже есть театры, где используются системы синхронизации, которые только 3-4 года назад пришли в театральную жизнь из концертной индустрии — в них свет, звук и видео работают на одном счетчике, все одновременно подключается, но не по нажатию кнопки тремя людьми (здесь возможно проявление человеческого фактора), а синхронно. Это достаточно сложная задача — создание тайм-кода, где все приборы нужно технически «повестить» на один таймер и запрограммировать переходы именно по времени, по сотым долям секунды, чтобы все срабатывало одновременно. Фактически это позволяет в автоматическом режиме проводить представление. В театре с ними работать сложнее, особенно в драматическом театре – где-то артист говорит чуть подольше, где-то чуть побыстрее.

Кроме того, что такие технологии несут новые художественные эффекты, они ведь позволяют и сэкономить?

Да, конечно, кроме выразительных средств, которые создают эти технологии, разнообразное использование видео экономит и расходы на декорации, и время на монтаж. Например, VR-технологии позволяют создать декорацию сначала виртуально и все, что нужно, поправить в ней, а потом уже изготавливать для сцены.

Но особенно интересны достижения последних лет в видеопроекционном оборудовании. Например, компания Epson создает проекторы на основе собственной технологии 3LCD (трех матриц), которая эффективна даже в поле, если запустить там проекторы от генератора — это к вопросу о гастролях. Яркость изображения не пропадает даже не неподготовленной поверхности, а лазерный источник света позволяет эксплуатировать его в режиме 24 на 7 в течение 20 000 часов — это про экономию. Оборудование так компактно, что его можно вешать под любым углом — проекторы не будет ни видно, ни слышно, что особенно важно для старых театров, где есть ограничения в площадях. Конечно, надо исходить из конкретных задач — нужны ли вам фронтальные проекторы, которые работают через весь зал (здесь важна мощность), или нужна обратная проекция, когда проекторы размещены в глубине сцены (здесь важен короткофокусный объектив). Проекция с близкого расстояния нужна, например, потому что так актера не слепит свет проектора, и тень от человека на сцене не падает на изображение.

Расскажу об одном ноу-хау на примере использования проекторов Epson у нас в Большом театре. Когда ставилась опера Дворжака «Русалка», там кроме фронтальной и обратной проекции использовалась проекция на стекло, которое сначала было прозрачным, а потом становилось матовым, и в тот же момент на него делалась проекция — то есть живое изображение быстро подменялось искусственным. Эффект был поразительный!

Как делают современные спектакли и в каких театрах их можно увидеть

Где еще, кроме Большого театра, это можно посмотреть спектакли, созданные с помощью таких технологий?

Пожалуйста, в театре им. Ермоловой, например, идет спектакль «Текст», он весь сделан на проекционном оборудовании. Работают на нем и в Театре оперы балета Екатеринбурге, там же в Театре юного зрителя, и в Курском драматическом театре, и в театре Балтийский дом в Санкт-Петербурге, в Алтайском государственном музыкальном театре, в Башкирском театре оперы и балета, да много где. Epson очень открыты для взаимодействия с театральными художниками, им интересно существовать на территории передового искусства. Поэтому их специалисты всегда вступают и на «Театральном ПТУ».

Работа завпоста — свести воедино живых актеров, технику и технологии — это колоссальный труд, но почему-то его не отмечают в наших театральных премиях, в отличие от премий западных.

Вот мы и стараемся, чтобы такие премии появились и было кого награждать. И в прошлом году произошло поистине прорывное событие в этой области — стартовал Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» — это новый масштабный проект в сфере креативных индустрий и настоящий «оскар» для работников сцены до 35. Соревнования идут в таких компетенциях как: художник по свету, художник по гриму, звукорежиссер, художник по костюмам — и список компетенций каждый год увеличивается. Кроме признания и карьерного броска молодых специалистов ожидает еще и весьма крупный приз за первое место — 500 000 рублей. Жюри состоит из признанных специалистов области, Участники приезжают со всей страны, конкурсы проходит на ведущих площадках Москвы, а финал транслируется в прямом эфире с Новой сцены Большого театра. Театральное сообщество с большими надеждами смотрит на развитие этого проекта и желает успеха организаторам и участникам.

Автор