Итальянские дизайнеры и понятие моды практически неразделимы и действительно относятся к тем вещам, которыми вполне заслуженно может гордиться современная Италия. Именно Италия давно и очень прочно занимает позиции Мекки моды и самого настоящего эпицентра модной и стильной жизни. Однако, сегодня традиционные принципы и основная концепция работы дизайнеров и стилистов из Италии претерпела заметные изменения. Сегодня мы рассмотрим как изменился мир итальянской моды после пандемии коронавируса.

В настоящее время страна, в которой сконцентрировались самые модные и перспективные идеи, успешно воплощаемые в жизнь опытными и умелыми мастерами, переживает становление нового понимания. Такая вынужденная и совсем неожиданная трансформация была обусловлена, в первую очередь, ситуацией с пандемией. Коронавирусная инфекция, поразившая большинство стран мира, заставила пересмотреть очень многие взгляды на жизнь и перспективы дальнейшей работы, начиная индивидуальных и уже давно сложившихся бытовых привычек, заканчивая функционированием целых производственных и важнейших экономических систем.

Трудности пандемии напрямую затронули не только производство, но и шопинг. Тем не менее, индустрия моды, включая итальянских модельеров, стилистов и дизайнеров, по-своему отреагировала на проблемы, и в результате всё-таки сумела быстро и вполне достойно подстроиться под эту непростую на сегодняшний день ситуацию. С этой целью, итальянские ведущие дома моды пересмотрели понимание моды в целом и подиумных образов в частности.

На сегодняшний день весь мир итальянской моды после пандемии коронавируса придерживается основных принципов комфорта и безопасности. Видение самых модных тенденций итальянскими дизайнерами таково, что основное внимание планируется уделять развитию моды унисекс с возможностью трансформировать мужские элементы используемой одежды в практичные, очень стильные женские образы и наоборот.

Кроме всего прочего, при выборе одежды одним из самых важных параметров стала функциональность в условиях отсутствия непрактичных деталей. К примеру, сложные элементы одежды, включая популярную до последнего времени вышивку или кружевную отделку, принято считать плохо совместимой с ежедневным процессом стирки, что отодвигает их использование сегодня на второй план.

Осуществление работы преимущественно в онлайн-режиме привело к тому, что многими сейчас рассматривается одежда в основном как исключительно верхняя составляющая, поэтому прослеживается тенденция достаточно заметного снижения спроса на изделия, представленные платьями, комбинезонами и костюмами. При этом, нельзя не отметить рост продаж в категории, включающей в себя блузки, свитера, пуловеры и свитшоты и, конечно же, маски.

Кризис, обусловленный коронавирусной инфекцией, заставил итальянских представителей моды в спешном режиме развивать внедрение инноваций, а важнейшим изменением стал активный рост продаж в онлайн-режиме. С точки зрения производства, внимание уделяется концепции устойчивого развития, опирающегося на экологическую чистоту промышленности, что обеспечит экономический рост в условиях бережного отношения ко всем природным ресурсам, а также с учетом максимально строгого соблюдения интересов человека. Впрочем, итальянский экотренд, скорее всего, в ближайшие годы если и будет актуален, то исключительно в высокоразвитых странах, среди наиболее продвинутой категории молодых покупателей.

Несмотря на тот факт, что модная индустрия Италии столкнулась с беспрецедентными трудностями в период пандемии коронавируса, сложившаяся ситуация стала толчком для развития информационных технологий. В этом плане, новые технологии и дешёвое производство сделали в настоящее время одежду доступной настолько, что общие показатели её количества постепенно заслоняют от покупателей уровень качества.

Модная индустрия Италии является очень мощной системой, но при этом достаточно тонкой и нуждающейся в грамотном подходе организация, связывающей воедино всех больших, средних и маленьких игроков этого рынка. Итальянским производителям одежды пришлось отказаться от перепроизводства и максимально сосредоточить своё внимание на получении уникального и аутентичного продукта. Как показывает практика, в самых сложных ситуациях такие коллекции становятся меньше, но при этом наблюдается более сильный месседж от бренда.

Если некоторое время назад модная индустрия могла обходиться только самой первой, экономической составляющей, обеспечивающей растущий спрос на новые бренды одежды усиленными предложениями, то сейчас в условиях достаточного и даже избыточного итальянского продукта появился запрос на высокое качество. Потребители стали считать чрезвычайно важным, что именно стоит за приобретаемой одеждой, поэтому кризисом были вскрыты нарастающие проблемы и выбита у индустрии итальянской моды почва из-под ног в наиболее слабых местах.

В течение последних лет для модных брендов использовался стандартный календарь, при котором выпускалось от шести до восьми коллекций в течение года: сезонные и межсезонные коллекции, мужские и женские коллекции, а также коллекции, которые приурочены к праздникам и памятным датам. Наращивание общего количества новых коллекций с быстрой их сменой спровоцировало перепроизводство.

До кризиса такая ситуация была возможной и срабатывала в качестве маркетингового инструмента. В новых реалиях подобный подход стал экономически нецелесообразным, поэтому из-за падения продаж бренды находятся в положении невыгодного слишком активного производства. При коронавирусе пришлось повсеместно отменять недели моды. Все дизайнеры получили время для оценки оправданности модной гонки и дорогостоящих, ресурсоемких модных шоу.

В режиме пандемии и самоизоляции произошло принудительное замедление потребительского спроса на модные продукты, производственных мощностей и работы итальянских дизайнеров. С этой точки зрения, единогласное утверждение со стороны Донателлы Версаче, Тори Берча, Марка Джейкобса, Пьерпаоло Пиччоли и многих других о том, что после кризиса в моде все будет иначе, является вполне объективным. У людей появились новые потребности и иные ценности, которые необходимо транслировать, в том числе, и посредством одежды. Нестабильная экономическая ситуация показала, что модные показы, как очень дорогостоящая маркетинговая история, изжили себя, а благодаря опыту, полученному в условиях карантина, происходит переход отдельных показов и даже Fashion Week в условиях свободного интернет-пространства

В условиях изменившегося мира итальянской моды после пандемии коронавируса все дизайнеры страны по-своему согласны, что кризис обеспечил возможность избавления от лишнего, включая отягчающий маркетинг и чрезмерное экономическое влияние. Сегодня не остаётся сомнений, что итальянская мода вполне способна дать достойный отпор кризисной ситуации, возникшей на фоне пандемии коронавируса. В условиях долгое время закрытых торговых точек, многие производства Италии сохранили свою работоспособность, а итальянские бренды показали, что, несмотря на все трудности, возникающие на пути, они по-прежнему верят в светлое будущее и способны легко справляться со сложным периодом и находить новые решения появившихся проблем.

Дарья Мюллер Веласкес
Автор

Эксперт в области моды, исследователь, арт-журналист, руководитель специальных проектов в Staiy. Спикер НИУ ВШЭ (Москва), Академии костюма и моды (Рим) и Университета им. Гумбольдта (Берлин)