В кинотеатрах ни одна из премьер недели не заинтересовала, а долгожданные проекты на стриминговых сервисах ещё не вышли? Тогда самое время окунуться в чтение. И не стоит огорчаться, если мир кинематографа не отпускает: в книжных без труда найдутся горячие новинки всех мастей: от (авто)биографий режиссёров до фундаментального труда о работе в киноиндустрии. Так что устраивайтесь поудобнее! 

«Стивен Спилберг. Человек, который придумал Блокбастер. Иллюстрированная биография» Ричард Шикель

Стивен Спилберг снял столько классных фильмом, что с лёту все их и не вспомнишь, а перечисляя его награды и заслуги в кинематографе, можно и вовсе утомиться. И да, он действительно считается отцом блокбастеров, без которых невозможно представить современный кинопрокат. О нём написано множество книг, статей и материалов, но Ричард Шикель посчитал, что этого мало и дополнил несколькими штрихами портрет известного режиссёра. 

Предисловие к книге написал сам Спилберг, в котором сразу подметил, что перед нами не полноценная биография, а путешествие по его творчеству с остановками на самом интересном. Каждому фильму режиссёра, Шикель отводит отдельную главу (упуская из внимания лишь некоторые работы Спилберга), в которой рассказывает о производственном процессе, реакции зрителей и критиков и дополняет повествование фотографиями и цитатами Стивена. Книга выпущена в серии «Подарочное издание», поэтому будет ценным лотом в коллекции любого киномана. 

«В погоне за светом: о жизни и работе над фильмами «Взвод», «Полуночный экспресс», «Лицо со шрамом», «Сальвадор» Оливер Стоун

Возможно, лучшие фильмы Оливер Стоун снял давным-давно. Его «Уолл-стрит» с ценично-отрезвляющими речами Майкла Дугласа и оскароносный «Взвод» с обоймой харизматичных персонажей вышли более 30 лет назад. Поздние работы режиссёра оказались, скорее, проходными, которые навряд ли окажутся в учебниках по истории кино или будут добавлены в Национальный реестр американских фильмов. Оттого идея Стоуна окунуться в воспоминания и наконец-таки написать историю, где Оливер является главным героем, а не только его прототипом, кажется, весьма удачной. Только на сей раз это не очередной сценарий, а захватывающая автобиография одного из самых задиристых режиссёров современности. 

Время действия — первая половина жизни Стоуна, примерно до его сорокалетия. Стоун рассказывает о детстве, родителях, войне во Вьетнаме, куда он записался добровольцем, проблемах с наркотиками и личных драмах. Но самые мощные главы и отрывки посвящены подлинной страсти автора — кинематографу. Стоун в подробностях описывает работу над фильмами (начиная созданием сценариев и заканчивая цитатами из рецензий критиков), делится впечатлениями о коллегах по цеху и обнажает чувства, вспоминая периоды отчаяния и моменты удачи. Это путь от неуверенного в себе детя развода до растерянного солдата на чужой войне, от студента школы кино до одного из самых известных сценаристов конца 70-х, от неопытного режиссёра до заслуженного триумфатора премии «Оскар».

Фото: https://clck.ru/Tuz37

«Зелёный свет» Мэттью Макконахи

Десять лет назад красавец Мэттью Макконахи славился ролями в ромкомах, а подробности его личной жизни то и дело всплывали на жёлтых страницах. Сейчас же он один из ведущих актёром современности, в драматическом таланте которого после «Далласского клуба покупателей» вряд ли кто усомнится, и добропорядочный отец большого семейства. Разменяв шестой десяток Макконахи решил, что ему уже есть чем поделиться с миром, и выпустил автобиографию. 

В самом начале актёр уверяет, что это нетипичные мемуары. И в этом легко убедиться стоит пролистать книгу: она больше походит на блокнот, заполненный мыслями и воспоминаниями автора вперемешку с цитатами, стихами и фотографиями. Это размышления Макконахи о жизни, его открытия, найденные ответы и те вопросы, которые ещё с ним. Это его путь, начиная с детских лет и заканчивая событиями прошлого года. Рассказ, показывающий, что даже в периоды легкомыслия Мэттью оставался ищущей и глубоко чувствующей натурой, а перемены и неизвестность страшат его так же, как и каждого из нас. Но при всей искренности откровений актёра, в них не читается предельная честность, граничащая со жгучей остротой правды. Всё же в его самые тёмные уголки памяти и пораненные части души посторонним прохода нет. Делает ли это автобиографию хуже или лучше, каждый читатель может решить сам. Но в том, что Макконахи способен рассмешить не только с экрана, а и через страницы книги, можно не сомневаться: у Мэттью припасено много забавных историй.

Фото: https://www.ozon.ru/product/zelenyy-svet-makkonahi-mettyu-226825525/

«Твин Пикс. Дневник наблюдений» Антон Долин

Кинокритик Антон Долин не растерялся во время локдауна в прошлом году и осуществил свою давнюю мечту: написал книгу о творчестве одного из самых загадочных режиссёров современности — Дэвида Линча, а точнее о его выдуманном Твин Пиксе и событиях в нём. Автор устроил себе небольшой челлендж: каждый день смотрел одну серию сериала и писал по ней текст. Дано: 3 сезона плюс 2 полнометражных фильма. Итого на выходе 50 глав. 

Формат у книги необычный: это и не пересказ сюжета, и не полноценная рецензия, и не энциклопедия по сериалу. «Дневник наблюдений», скорее, гибрид всего этого: на страницах описаны детали происходящего, параллели с реальностью, символизм и подробности съёмочного процесса. Книга подбивает читателя устроить свой собственный эксперимент, последовав примеру Долина, — каждый день отсматривать по серии, а затем погружаться в неё вновь и разгадывать еле уловимые смыслы, читая нужную главу. Ведь стоит признать, что даже опытному кинозрителю путеводитель по таинственному «Твин Пиксу» не помешает! 

Фото: https://img1.wbstatic.net/big/new/18500000/18506165-1.jpg

«Уйти нельзя остаться: кризисы, выгорание, смыслы и ресурсы в кинопрофессии» Татьяна Салахиева-Талал, Юлия Лукшина, Дина Дзираева

Мир кино такой манящий и притягательный: бесконечный творческий процесс, работа бок о бок с талантливыми людьми, роскошь ковровых дорожек…Но что по-настоящему нам известно о кинопрофессиях? С какими трудностями сталкиваются в этой сфере? Что приходится преодолевать? У многих ли путь усыпан лепестками роз или всё же не обходится без уколов шипов? За ответами на эти и другие вопросы отправились сразу три профессионала — сценаристы Юлия Лукшина и Дина Дзираева в компании гештальт-терапевта и эксперта по психологии кино Татьяны Салахиевой-Талал.

Книга разделена на три части. В первой опубликованы реальные истории, где каждый герой вспомнил о своем тяжёлом опыте работы в киноиндустрии. Во второй части авторы рассказывают о психологических состояниях, с которыми наиболее часто сталкиваются деятели кино, и сложностях на всех этапах карьеры. И в третьей — практические советы, как справляться с трудностями, как избежать выгорания и где брать ресурсы. Книга станет необходимым подспорьем для всех, кто ищет свою дорогу не только в кино, но в любой творческой профессии. И каждому поможет решить, в каком месте стоит поставить запятую в её названии. 

Фото: https://www.ozon.ru/context/detail/id/206626543/

Приятного чтения!

Александра Бодорина
Автор

Ищу искусство в себе, а не себя в искусстве. Люблю кино и пишу обо всем, что с ним связано.