В ноябре на стриминговой платформе вышло множество новых интересных проектов и продолжений уже полюбившихся шоу. Среди них скандинавский ромком от Лизы Лангсет, создательницы фильмов «К чему-то прекрасному» и «Эйфория». Через месяц после премьеры постараемся выяснить его плюсы и минусы в нашей рецензии.

Софи, занимающуюся бизнес-консультированием, приглашают в издательство Lund & Lagerstedt, чтобы повысить его эффективность и преодолеть беспорядок, вызванный низкой цифровизацией. На первый взгляд, ее жизнь весьма благополучна: у нее есть муж и двое детей, а также комфортное проживание в Стокгольме. Однако впоследствии выясняется иллюзорность ее счастья. Макс, молодой коллега из IT-отдела, сильно раздражающий ее, снимает компрометирующие кадры с героиней, когда приходит вечером доделать свою работу. За их удаление он не требует денег, но просит пообедать с ним. Исполнив его желание, она отбирает у айтишника мобильный телефон и ставит ему условие. Так начинается «игра», позволяющая узнать влюбленным многое о себе и окружающих. По ее правилам участники должны придумывать друг другу задания и обязательно выполнять.

Хотя создатели сериала называют его комедийным, здесь присутствуют драматические элементы. Затрагивается вопрос о «правильном» поведении: нормально ли стараться быть как все? После просмотра зритель получает отрицательный ответ, поскольку именно стремление игнорировать свою индивидуальность и соответствовать чужой норме делает эту женщину несчастной. Ее окружение, кажущееся продвинутым, оказывается нетерпимым ко всему, не отвечающему их представлениям о хорошем. Тогда как чудаки из офиса сопереживают людям с иной системой ценностей и в отсутствие лидера объединяются ради спасения общего дела.

Довольно сложными и любопытными получились у сценаристки образы клерков. Взаимодействие пожилого главного редактора и руководительницы PR-отдела не является скучным, так как их споры, отношения с авторами и способы решения трудных задач находятся под влиянием стереотипов, присущих разным поколениям. Из-за трусости директора часто на плечи этих сотрудников ложится вызволение организации из бедственного положения. Несмотря на зачастую странные, но объяснимые возрастом каждого из них, высказывания и поступки, их изображение не представляет собой нечто гиперболизированное.

Внутренний конфликт и переживания героя, воплощенного на экране Рейне Бринолфссоном, занимают значительное место в двух последних сериях. На его примере можно проследить развитие персонажа на фоне трудностей, связанных с его любимым занятием. Из-за закрытия компании и провокационной речи на книжной ярмарке его карьера может быть разрушена. В течение предыдущих эпизодов он чувствовал свою ответственность за писателей и был требовательным к остальным работникам, иногда пренебрегая их мнением и воспринимая с критикой предложения по реформированию прежнего уклада. Тем не менее в поисках выхода из сложившейся ситуации он проходит специфическую процедуру и меняется. В конце сезона, некогда сосредоточенный исключительно на литературных произведениях, он начинает совершать попытки понять своих подчиненных.

Недостатком трагикомедии стоит назвать слишком карикатурных антагонистов, выглядящих упрощенно по сравнению с другими. Постепенно создается впечатление, что муж Софи, являющийся воплощением «нормальности», не испытывает никакого сочувствия ни к жене, ни к детям. Кажется, у него вообще отсутствуют положительные качества: он запрещает дочери общаться с больным дедом, чье мировоззрение не популярно в обществе, или высмеивает вместе с друзьями мечту юности бизнес-консультантки опубликовать книгу. Чувствуется неестественность его одержимости нужной манерой действий, контролем и корректировкой близких под модель, одобряемую социумом. Будто бы кого-то циничного и самовлюбленного из плохого телесериала начала 2010-х гг. переместили в 2020 г., забыв добавить объяснение, почему для него определенный жизненный стиль, важнее членов его семьи.

Преувеличение заметно и в том, как показаны родители Макса, напоминающие своими придирками к сыну семейство Дурслей из знаменитой детской франшизы. Понятно, их присутствие в сюжете необходимо, чтобы отобразить недовольство его несоответствием общепринятому идеалу, но они ведут себя с ним так, словно ненавидят его, а не осуждают. Отец его любовницы изображен намного продуманнее: идеология не отменяет его обеспокоенности за внуков и дочь, не разделяющую его крайне левые воззрения. Иногда он критикует их и даже поступает пугающе, как во время празднования дня рождения девочки, но, осознав ошибки, он волнуется из-за того, что натворил и причинил боль своим родным.

Сами возлюбленные тоже ведут себя довольно жестоко, что выражается не только в хулиганстве, часто наносящем вред книгоиздательству и его репутации, но и в страданиях тем, кому они симпатизируют. Например, из-за страха считаться неадекватной, следуя воле надменного супруга и пытаясь скрыть измену, сорокалетняя сотрудница обижает любящего ее человека, вследствие чего даже возникает ощущение, что она использует его влюбленность. Он же до этого фотографирует ее, явно чтобы развлечься, поставив в неудобное положение, или целует без разрешения, после того как сумел разобраться со своим трудоустройством. При этом их мотивация очевидна: кроме отрицательного, прослеживаются их эмоциональность и осознание содеянного. Тут стоит отметить отличную игру Иды Энгволь и Бьорна Мостена, которая выдержана на высоком уровне.

В заключение помимо шуток, касающихся столкновения современного и устаревшего, уделяется внимание иронии над сервисом, где размещается комедия. Медиакорпорация противопоставляется маленькому и некогда независимому издательскому бизнесу. Несмотря на в большей степени негативную оценку в самой комедии, Лиза Лангсет признавалась в одном из интервью, что ей понравилось сотрудничать с Netflix. Остается надеяться, в дальнейшем такое сотрудничество обеспечит как сохранение уже имеющегося качества, так и его улучшение.

Автор

Пишу статьи о культуре, искусстве и кино