Вспышки камер, шуршание подола платья, стук каблуков, шум, мелькающие лица и красный цвет — именно так можно описать любую ковровую дорожку. В детстве каждая девочка мечтала быть принцессой и в красивом платье отправиться на бал. Конечно в наше время сказки случаются, но не так часто, да и поводов выгулять новое платье, которое так давно пылится в шкафу, немного.

У знаменитостей не бывает проблем с вечерним туалетом, но раз в год проходит именно тот бал, который заставляет мучительно думать, что надеть даже тех, у кого гардероб насчитывает бесчисленное количество нарядов. И имя этому балу — Met Gala. Ежегодное мероприятие по сбору средств в пользу Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Проходит он в первый понедельник мая и является церемонией торжественного открытия выставки.

Diana Vreeland, special consultant to the Costume Institute of the Metropolitan Museum of Art, in New York, seated in center and surrounded by models and actresses wearing costumes and masks for the Romantic and Glamorous Hollywood Design exhibition. (Photo by Francesco Scavullo/Condé Nast via Getty Images)

Сегодня это событие ассоциируется с именем небезызвестной Анной Винтур, однако задолго до того, как имя самого известного редактора Vogue стало ассоциироваться с Met Gala, право считаться основателем этой традиции принадлежит другой женщине. В 1943 году известный американский публицист — Элеанор Ламберт решила создать в штатах аналог мировых показов и организовала первую неделю моды в Нью-Йорке. По словам Элеонор, Париж устанавливал стиль в то время, потому что: «покупатели любят ездить туда в отпуск». Взяв за основу концепцию ранее проходивших шоу в столице Франции, Ламберт добавила детали, усовершенствовала формат, привлекла инвесторов и получила новый продукт в индустрии. Изучая моду в Чикагском институте искусств, она мечтала стать скульптором, но дорога жизни повернула в направлении рекламного бизнеса. Чуть позже она открыла одно из первых рекламных агентств на Манхеттене.

Элеонор занималась продвижением художников и галеристов. В музее американского искусства Уитни руководила отделом по связям с общественностью и участвовала в открытии MOMA. Именно она была первым куратором Института костюма, основанного в 1937 году филантропом Ирен Льюисон. Одной из задач работы Элеанор являлась подготовка выставок о моде, а также привлечение инвесторов для развития экспозиций. Светская дама Нью-Йорка, публицист, знала весь высший свет и в лучших дружеских традициях приглашала их на благотворительный вечер.

Первые благотворительные ужины проходили не в мае, а в начале декабря в отеле Waldorf Astoria или в ресторане Rainbow Room. Ужин сопровождался развлекательной программой: розыгрыш лотереи, маскарадные выступления. Изначально тема ужина и тема выставки никак не перекликались между собой, и поэтому гости посещали ужин в традиционном «black tie». Первый входной билет стоил 50 долларов, его стоимость включала аренду костюма из архивов самого Института. Всего-лишь раз светское мероприятие прошло в Центральном парке. С 1960 года бал традиционно стал проходить в Большом Холле Метрополитен-музея.

Для простого обывателя нашего времени ежегодный бал Института костюма — очередная красная дорожка, где все известные, и не очень, звезды появляются в экстравагантных нарядах. Сегодня каждая церемония открытия приурочена к одной выбранной теме — направлению или стилю, согласно которому необходимо преобразиться. Традиция открывать выставку балом появилась в 1974 году и начало ее было положено — Дианой Вриланд. Следующий куратор, который с 1972 года в качестве консультанта начал свою работу в музее. После увольнения с поста главного редактора американского Vogue всю энергию она направила на работу в институте. С ее приходом бал преобразился в светский раут, а сам формат мероприятия плавно перерос из скучного ужина в громкое и масштабное событие. Темы для выставок под ее руководством были все более экзотичнее и креативнее, что немного пугало своей масштабностью. При Элеанор все было просто и обычно — ее первой выставкой был вернисаж работ Нормана Норрелла, который шил элегантные вечерние платья для светских дам. Первая же выставка Дианы Вриланд, состоявшаяся 21 марта 1973 года, называлась «The World of Balenciaga». Met Gala стал набирать популярность. Все большую огласку стали получать образы приглашенных гостей, что открыло путь дизайнерам.

Несмотря на большой опыт, Вриланд не имела ученой степени в области истории искусств, и многие указывали ей на это, не все одобряли ее деятельность и подход к работе. Спустя три года после первого Met Gala, она готовила выставку «Во славу русского костюма», нашла оригинальный парфюм Chanel 1924 года под названием Cuir de Russie, что и натолкнуло ее на идею о дресс-коде, который должен был соответствовать теме выставки.

При всем масштабе и энтузиазме работы самой Диане приходилось несладко. На открытие первой выставки никто не хотел покупать билет. Тогда Билл Бласс и Оскар де ла Рента, чтобы помочь подруге, решили обратиться в CFDA (Совет модельеров Америки) за помощью. И через полтора года каждый мечтал попасть на этот ужин в честь Выставки Института костюма, облачаясь в лучшие наряды и драгоценности.

На смену Диане Вриланд в 1979 году пришли сразу две светские дамы — Нэн Кемпнер и Пэт Бакли. При их руководстве гала-ужин достиг таких масштабов, что проходил во всех уголках музея, включая кафетерий. Дам очаровывал антураж бала в том виде, в котором его представила Вриланд: камерный светский ужин превратился в масштабное мероприятие с постоянно увеличивающимся списком гостей. Институт костюма насчитывает около 33 000 экспонатов, что помогает уловить дух времени, помогает понять «что?», «как?», и «когда?» влияло на моду того или иного времени, выявить тенденции и закономерности развития костюма, которые закладывают базу будущих актуальных направлений. Только на ежегодном балу в главном нью-йоркском музее можно увидеть в деле по-настоящему уникальные наряды, которые являются произведением искусства. Негласное правило: одеваться на бал нужно как можно экстравагантнее, чем эпатажнее, тем эффектнее.

В 90-е годы выставки Института костюма были посвящены Джанни Версаче, Кристиану Диору и самой Вриланд. В 1996 году на балу присутствовала принцесса Диана, надевшая длинное платье-комбинацию от Dior, созданное Джоном Гальяно.

В 1999 году пост председателя перешел Анне Винтур. Редактор известного журнала привнесла в Met Gala влияние и ресурсы Vogue. В 2000 году мероприятие было посвящено Жаклин Кеннеди и Винтур перенесла его с декабря на апрель 2001 года. Ей хотелось уделить больше внимания спискам приглашенных гостей, кураторам выставки. Она приглашала главных представителей поп-культуры в качестве гостей, исполнителей, а также сопредседателей бала. Каждое имя в списке Анна утверждала лично.

Анна с детства увлекалась модой и журналистикой, будучи старшей дочерью главного редактора английского таблоида Evening Standard — Чарльза Винтура, она консультировала своего отца относительно того, как сделать газету привлекательной для молодёжи. Карьеру модного обозревателя она начала в британском журнале Harpers&Queen, где за шесть лет прошла путь от модного обозревателя до заместителя директора. Переехав за океан, она работала в таких изданиях как: Harper’s Bazaar, Viva, Savvy, New York.

Одним из нововведений Винтур в Met Gala, стало создание тандемов между дизайнерами и звездами, которых они одевают, — на красной дорожке блистают сразу две звезды, а потом вместе идут к столику. Это уникальное событие помогает дизайнерам продемонстрировать свои самые впечатляющие работы, облачив в них своих знаменитых муз. Иногда приглашения удостаиваются молодые дизайнеры, которые по мнению Винтур перспективны. Так было с дуэтом Proenza Schouler и Джозефом Альтузаррой.

В 2002 году к Институту костюма присоединился Эндрю Болтон, который помог вывести выставку на совершенно другой уровень. Молодой англичанин начал свою карьеру куратора в лондонском музее Виктории и Альберта. В 2015 году Болтон организовал выставку «China: Through the Looking Glass», которую посетило рекордное количество человек, благодаря чему она вошла в пятерку самых популярных шоу в истории музея. Эндрю Болтон с особой тщательностью и трепетом подходит к отбору экспонатов и лично контролирует их расстановку в залах. «Мы всегда стараемся выбрать тему, которая кажется актуальной, и предвосхитить большой тренд и рождение нового культурного феномена», — объясняет Болтон.

Несколько интересных фактов о бале: меню ужина как правило совпадает с темой вечера, развлекательная программа включает живое выступление одного из со-распорядителей бала (каждый год эта должность достаётся новой знаменитости), за 70 лет существования репутация бала ни разу серьезно не пострадала.

Met Gala — единственное светское событие, которое прославляет моду— и ничего кроме моды. Более метко о бале высказался бывший шеф-редактор американского Vogue Андре Леон Телли, назвав бал «Суперкубком моды».

«К сожалению, многие до сих относятся к моде пренебрежительно, как к чему-то поверхностному, и считают людей, работающих в этой индустрии, не слишком умными», — сетовала в одном из интервью Анна Винтур. Миссия Met Gala — рушить стереотипы: бал выводит моду за пределы чистой утилитарности и показывает, что это еще и искусство, способное объединять очень разных людей.

Stella Mikitas
Автор

Дизайнер, стилист. Эстет по жизни, миксую все сферы своей творческой жизни и создаю интересные проекты.