Невидимые нити, связывающие судьбы и события всегда поразительны. Они незаметны простым людям, но просвещенным открывают таинственные смыслы и хитроумные связи. Продвигаясь от начала такой вязи, можно добраться до неожиданного узла и познать что-то совершенно новое.

Не менее прекрасны нити реальные, скрученные из волокон и те узоры на ткани, в которые они собираются. Раньше орнаменты и символы представляли собой не только украшение одежды или мебели, но и маркировали владельца по статусу, финансовому благополучию или происхождению.

Конечно, в современном мире узоры утратили такое социальное значение, произошел культурный обмен, и они стали достоянием широкой общественности, но при этом не утратили своей привлекательности для исследователей, дизайнеров и модников по всему свету.

Интересно, что множество известных нам орнаментов имеют необычное происхождение или любопытным образом отражаются в культуре.

Например, узор пейсли, известный также как индийский или турецкий огурец, первоначально появился в районе современных Ирана и Ирака. Пейсли состоит из повторенного элемента «бута», который выглядит, как изогнутый лист. Буту интерпретируют по-разному: его сравнивают с семенем мангового дерева, орехом кешью, бутоном хлопка, проросшим бобом и даже силуэтом финиковой пальмы, что символизирует плодородие и достаток.

С другой же стороны пейсли описывают, как языки пламени, а слово «бута» с санскрита переводится как огонь. В соответствии с этой версией пейсли является символом религии зороастризма (древнейшее верование, распространенное на территории Иранского нагорья с VI в. до н. э. до VII в. н. э.).

Зороастризм был уникальным религиозным течением своего времени и лёг в основу христианства, ислама и иудаизма. Именно в зороастризме сформировалась вера в единого верховного Бога, который сотворил Вселенную и противостоящего ему Злого Духа. Также в этом учении присутствуют идеи о приходе Мессии и Спасители, загробной жизни, рае, аде и бессмертии души.

Конечно же, зороастризм имел определенные отличия от более поздних монотеистических религий. Одна из них — способ постижения Бога. Зороастрийцев не просто так называют огнепоклонниками: чтение молитв, праздники и ритуалы не могли проходить без символа главного Бога — огня.

Огонь разводили в храмах и на пустырях, а растение, которое жгли во время этих ритуалов, называлось бута. Бута выглядел как кустарник, обладал наркотическими свойствами и считался символом жизни.

Стоит отметить, что бута также является символом Азербайджана, где как раз и процветал зороастризм.

Сейчас орнамент пейсли довольно популярен. В 70-х он был атрибутом движения хиппи, а позже перекочевал в коллекции таких домов моды, как Vans, Herschel и Adidas.

В продолжение темы флористики в тканях вспомним о «Геральдической лилии» или Fleur-de-lis. Цветок королевской лилии можно встретить в разных культурах. Например, в Японии он означал чистоту и целомудрие, а в Германии лилия являлась символом потусторонней жизни. Во многих странах лилия стала метафорой королевской власти, а в Средние века вообще приобрела религиозный подтекст и стала изображаться на иконах, зачастую в руках Богоматери.

Но наибольшее распространение геральдическая лилия получила во Франции. Легенда гласит, что во время крещения (и одновременно принятия Христианства) королю франков Хлодвигу Ангел передал лилию. С этого момента, а это было в V веке, и до победы второй Французской революции – золотая лилия присутствовала на гербе Франции.

Помимо гербов, лилию можно встретить на оружие, щитах, монетах, царских тронах и, конечно же, тканях.

Ну, а любители французской прозы наверняка вспомнят роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и одну из ключевых героинь романа – Флёр-де-Лис де Гонделорье.

«Геральдическая лилия» в романе – знатная молодая парижанка, невеста Феба де Шатопера, в которого была влюблена главная героиня Эсмеральда.

Флёр-де-Лис в этой истории олицетворяет богатство, целомудрие, высший класс и одновременно глупость и ложные идеалы.

Что хотел сказать нам Виктор Гюго, называя такую героиню именем — символом французского короля, останется загадкой. Скорее всего таким образом он выражал своё отношение к императорской власти, т.к. известна его активная политическая деятельность против установления Второй (бонапартистской) Империи во Франции. Во время государственного переворота он сражался на баррикадах, был вынужден бежать в Бельгию, а позже на Нормандские острова, откуда писал обличительные стихи и прозу против Наполеона III.

Интересно то, какими тонкими лингвистическими связями авторы могут показывать свое реальное отношение к различным политическим и общественным событиям.

Возвращаясь к тканям и узорам, открываем для себя орнамент, который находится на стыке флористики и абстракции – это камуфляж. Камуфляжный стиль в одежде ассоциируется с комфортом, удобством, простотой и универсальностью, а один из основных элементов одежды в нём – карго-брюки. Считается, что стилистика карго родилась из стиля милитари, так как впервые такая одежда появилась именно в униформе американских солдат. Основная отличительная черта карго-брюк – обилие карманов со всех сторон модели. Кроме камуфляжной окраски карго-брюки могут быть полосатыми, «матросскими» и однотонными.

Помимо словаря моды термин «карго» можно встретить в экономическом справочнике, где он обозначает «груз».

После Второй Мировой войны солдаты американской армии поставляли такие грузы аборигенам на острова в Тихом океане. Это была благодарность за не препятствование размещению военных баз на их территории. Солдаты на самолетах привозили аборигенам еду, оружие и одежду. Но аборигены не понимали, что такое самолеты и считали их огромными птицами, а солдатов – сошедшими с небес Богами.

Так, в середине цивилизованного XX века люди в карго-брюках стали идолами, ради которых жители островов строили имитации самолетов и взлетных полос, веруя, что визуализируя птиц, они привлекут Богов на землю.

Карго-культ существует и по сей день. Например, мужа королевы Елизаветы II герцога Филиппа жители острова Танна считают горным духом, который спустился с небес и женился на белой женщине. Они верят, что однажды Филипп вернется и принесет Танне счастье и процветание.

Таким необычным и неочевидным образом, через ткани и орнаменты могут быть связаны религиозные культы, исторические события и даже выдающиеся личности.

Кристина Манько
Автор

Меня зовут Кристина Манько, мне 21 год, и у меня с текстом всё по любви. Пишу на любые темы и верю в свободную и независимую журналистику.