Если вы устали от бесконечных современных интерпретаций классической драмы, вам обязательно стоит посетить спектакль “Наше всё… Циолковский” в Театре Наций режиссёра Андраника Саатчяна. 

Впервые спектакль предстал перед зрителем в октябре 2020 года. Поставлен он не на основной сцене театра — на Петровском переулке, а в “Новом пространстве” на Страстном бульваре. Однако находятся эти места не так далеко друг от друга, в районе метро Чеховская. “Новое пространство” открылось в 2016 году. С начала своего существования в первой половине XIX века здание не раз меняло своё предназначение, а потому оно имеет достаточно богатую историю. Примечательно, что в 90-е годы помещение стало мастерской неформальных художников. А значит, именно тогда здесь и поселился творческий дух. 

Камерное пространство филиала театра создаёт очень уютную атмосферу и на первый взгляд не очень напоминает театр. Зрительных мест не так много, поэтому здесь зритель может скорее почувствовать себя на каком-то частном концерте. Просторная и благодаря этому комфортная сцена же позволяет реализовывать режиссёрам даже свои нестандартные задумки.

Фото: https://a-a-ah.ru/novoe-prostranstvo-teatra-natsiy 

Чтобы возвратиться к самой постановке, стоит напомнить, кто же такой Циолковский и как он жил. Родился Константин Эдуардович Циолковский в 1857 году в селе Рязанской губернии. С раннего детства у мальчика была бурная фантазия (за которую его даже называли “блаженным”) и непоседливый характер. В 10 лет, ещё ребёнком, он перенес скарлатину, из-за которой почти полностью лишился слуха. С этим недугом учиться было тяжело, поэтому Циолковский был отчислен за неуспеваемость. Всё остальное время после этого он уже всему учился самостоятельно.

В определённое время он писал: “Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же”. По этому можно судить, что брак с Варварой Соколовой, дочерью священника, в доме которого снимал жильё Циолковский, изначально был не в радость. В семье появилось семеро детей — 3 дочери и 4 сына. Однако и это не стало залогом счастья. Многие дети ушли из жизни трагично. Сам учёный признавал, что атмосфера в семье была угнетающей. Это отразилось и на воспоминаниях старшей дочери. Напомним, именно на основе её воспоминаний и поставлен спектакль. 

Константин Эдуардович считался чудаком — постоянно что-нибудь изобретал и мастерил, а жил как будто бы в параллельной реальности. 

Самоучку, чьи отношения с официальным научным составом того времени складывались непросто, сначала интересовали полёты в воздушном пространстве земли, однако вскоре привлекли звёзды. Многие гипотезы Циолковского в сфере ракетостроения и прочих космических исследований были положены в основу развития советской науки. 

 Итак, театральная постановка рассказывает зрителю о жизни выдающегося русского учёного, который стал предтечей изучения космоса. Материалом для спектакля послужили мемуары старшей дочери учёного — Любови Константиновны Циолковской. Эти мемуары, или старые тетради вместе с отдельными листочками, были переданы Циолковской для изучения незадолго до её собственной смерти в 1957 году. В небольших рукописях была обнаружена история семьи, во главе которой стоял учёный-чудак. История правдивая и биографичная, но самое главное — честная.

Фото: https://theatreofnations.ru/performances/nashe-vse-tsiolkovskiy-1

В октябре 202 года премьера состоялась при поддержке московского Музея космонавтики. Главную и единственную роль в моноспектакле (рассчитанном на одного актёра) исполнила Анастасия Егорова. Как сообщает “Вечерняя Москва”, помог девушке проникнуться нужной тематикой космонавт Александр Лавейкин, герой Советского Союза. Перед генеральной репетицией он провёл девушке экскурсию по Музею космонавтики, а также поделился собственными впечатлениями от полёта на орбиту. Сама же Анастасия поделилась, что было проделано очень много работы для постановки спектакля, для создания действительно правдоподобного образа. 

Можно сказать, что действие на сцене выглядит достаточно минималистично. Из декораций — только стул и экран на заднем плане. На экране перед зрителем проигрываются мультимедийные иллюстрации, помогающие восприятию сюжета. Главная героиня выглядит очень просто. И этот её внешний вид помогает зрителю поверить, что перед ним не актриса, а на самом деле девочка из Калужской губернии. Помимо этого, девушка играет на скрипке. Живая музыка, особенно в наиболее трогательные моменты, откликается у зрителя в сердце и делает постановку напряжённой. 

Фото: https://theatreofnations.ru/medialib/38347/CG2A5955.JPG

“Наше всё… Циолковский” — добрая постановка о совершенно реальной жизни гениального человека. Это возможность подсмотреть в замочную скважину за жизнью одной семьи, во главе которой стоял учёный-самоучка, чудак, а также человек, который мечтал о космосе. 

Евгения Дюженкова
Автор

Верю, что «art is life and life is just a hobby», а улыбка спасёт мир