«Существует “прозаическое” и “поэтическое” кино, и это есть основное деление жанров, они отличаются друг от друга не ритмом, или не ритмом только, а преобладанием технически-формальных моментов (в “поэтическом” кино) над смысловыми, причем формальные моменты заменяют смысловые… Бессюжетное кино — есть “стихотворное” кино». 

Шкловский Виктор Борисович 

Термин «созерцательное кино» довольно часто используется с коннотацией «скучное» кино. Тем не менее, подобные «скучные» фильмы лишь сосредоточены больше на визуальной составляющей, чем фабульно-сюжетной. Созерцательные фильмы говорят со зрителем символами, цветом и романтическим флером, который навеивает киноязык режиссера-визуала. Это некое медитативное изображение. Конечно, Линч и Кубрик твердо стоят на поприще великих визуалов. Они нашли своего гения в цвете и форме. В данной статье мы поговорим о современных режиссерах, которые следуют Трансцендентальному стилю в кино. 

Вонг Кар-Вай 

Режиссер из Гонконга. Он почти никогда не пишет сценарии для своих работ. Если только на обрывках бумажной салфетки за несколько минут до съемки. Данный режиссер уделяет внимание неоновому свету, замедленным кадрам и музыке, которая напрямую соответствует настроению фильма. Работы Кар-Вая отличаются меланхолией, которая свойственна каждому из них. Правильно выбранное освещение, ракурс и смазанность кадра позволяют задевать струны души, раскрывать до сих пор неизведанные грани себя. 

Нелинейное повествование нисколько не путает зрителя. Это кино о жизни, желании добиться романтического идеала, о витиеватом двоемирии. 

Фильм «Дикие дни». Фото: https://locals.md/2020/5-luchshih-filmov-gonkongskij-rezhisser-vonga-kar-vaya/

Гаспар Ноэ 

Это провокатор и скандалист, который не считает себя таковым. Поэтика фильмов Ноэ строится на его дерзкой работе с цветом. Гаспар любит стробоскоп, кислотные цвета и, особенно, красный. Именно цвет способен в полной мере передать как настроение самого фильм, так и состояние героя. Это душераздирающий синий в «Любви» и дикий красный в «Экстазе». Благодаря визуальной составляющей режиссер обнажает перед зрителем героев, показывает нам их неподдельные эмоции. Публика сопереживает и проживает вместе с персонажами их наркотические трипы, тоску по разрушенной любви и даже акты сексуального насилия. 

Фильм «Экстаз». Фото: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3263695/

Николас Виндинг Рефн 

Данный датский режиссер строит повествование при помощи неона, ультранасилии и медленности. Киноязык Рефна полностью заключается в визуальной эстетике. Его фильмы состоят из минимального количества диалогов, и именно это помогает зрителю сфокусироваться на самом важном для режиссера — изображении. Оно текучее и обволакивающее, одновременно завораживающее и пугающее. Николас Виндинг Рефн играет с контрастами, вставляет оммажи и намекает на связи с его пейзажами и сценами неона и крови. 

Фильм «Неоновый демон». Фото: https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2016/08/neon-demon-2.jpg

Конечно, выше представленные режиссеры являются лишь вершиной айсберга под названием «созерцательное кино». В «Письмах незнакомке» Андре Моруа писал о «звезднообразном» способе чтения: «…читатель расширяет круг интересов, двигаясь в разных направлениях — как бы по лучам звезды — от основной книги или сюжета. Пример: я читаю Пруста и восторгаюсь им. Углубляясь в его книги, я узнаю, что сам Пруст восторгался Рескиным, Жорж Санд. Приступаю к Рескину и Санд: то, что такой читатель, как Пруст находил хорошим, не может оставить равнодушным и меня». То же самое обстоит с кинематографом. Визуальный кинематограф многогранен. Важна лишь цель просмотра: медитативная функция или работа с цветом. Современные режиссеры-визуалы являются, в некоторой степени, романтиками 19 века. Они стараются играть на струнах человеческой души, пробуждая в ней бесконечный процесс познания по Шеллингу. Художник вкладывает в работы бесконечность. Бесконечность интерпретаций. 

Фото на обложке: https://www.film.ru/articles/lyubi-sebya-chihay-na-vseh

Кристина Анненкова
Автор

Авторка. Увлекаюсь кинематографом и литературой.