Теория поколений является одной из наиболее дискуссионных тем. В настоящее время представители поколения Z, так называемого “интернет-поколения”, начинают свою профессиональную деятельность либо же очень скоро ее начнут. В связи с этим в данной статье мне хочется порассуждать о том, какие предпочтения в сфере труда характерны для современных молодых людей, и к чему стоит готовиться работодателям.

Стоит отметить, что изменились не только люди, родившиеся в объединяющем их временном промежутке, но и сам рынок труда. Технологии, эпидемия коронавируса и быстрое развитие интернета внесли значительные коррективы в существующий порядок вещей. Теперь собеседования по приему на работу и сама трудовая деятельность часто проходят в дистанционном формате, появляется больше фрилансеров, а количество профессий непрерывно растет. 

зумеры

Запросы молодежи тоже претерпевают изменения по сравнению с ценностями представителей более ранних поколений. Находясь в мире, в котором стали свободно доступны путешествия, миллионы курсов и занятий, а медийные личности в социальных сетях рассказывают о том, как можно кардинально изменить свою жизнь всего за пару месяцев, зумеры больше не хотят находиться в офисе с 9 до 18, посвящать себя надолго чему-то одному, когда вокруг столько интересного, и упорно работать, ожидая повышения. 

Меняется и отношение к образованию. ВУЗы перестали быть главным источником знаний, а диплом далеко не во всех случаях необходим для заработка хороших денег. В связи с этим можно наблюдать, какими темпами растет рынок онлайн образования. Для современных молодых людей самостоятельное получение информации в интересующей их сфере в более короткие сроки зачастую гораздо ценнее, чем теоретизированные знания, годами получаемые в университете. Таким образом, концепция “учусь ради мамы и корочки” становится все менее актуальной, а желание жить хорошо “здесь и сейчас” набирает обороты, приходя на смену установке “тяжкими усилиями для благополучного когда-нибудь.” 

зумеры

Так с чем же придется и уже приходится сталкиваться работодателю при найме зумеров?

  1. Стремление к гибкому графику и желательно удаленной занятости. Зумеры понимают, что за большими временными затратами не всегда следует качественный результат, а в ряде сфер деятельности обязательного личного присутствия не требуется. Так зачем находиться в офисе, если ту же работу можно сделать из любой точки мира в более краткие сроки? 

2. Желание решать разнообразные задачи. Зумеры не любят рутину, им гораздо сложнее адаптироваться к ней, чем представителям более ранних поколений;

3. Неприятие выраженной корпоративной иерархии. Возраст, должность и степень почтения со стороны окружающих больше не являются авторитетом для зумеров. Для них гораздо ближе равноправные взаимоотношения в коллективе и ощущение, что их труд ценится не за степень приближенности к руководству. Токсичных коллег и неадекватное поведение начальника терпеть не будут, уважение для них важнее перспектив карьерного роста;

4. Стремление к творческому самовыражению и креативным задачам. Ну а чего еще стоит ожидать от поколения, выросшего на ютуберах и инстаграм блогерах?

5. Содержание и ценность работы на первом месте. Многие зумеры не хотят начинать с низов и двигаться по карьерной лестнице до руководящих позиций в рамках одной профессии. Они скорее сменят несколько видов деятельности, но будут видеть значимость своей работы.

Некоторые представители старшего поколения полагают, что зумеры инфантильны, требовательны и не прочувствовали жестокость мира, однако вскоре спустятся с небес на землю. Я же в требованиях молодежи вижу только здравый смысл: разве в работе не главное результат и возможность самореализации? Конфликт отцов и детей вечен, а нечто приближенное к истине покажет только время. 

Автор

Маркетолог, любитель черного цвета и диванный философ.